Найти тему

"Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра из осажденного Ленинграда

Встречаются такие книги, от которых невозможно оторваться. Именно такой книгой стал для меня сборник "Танцуя под обстрелами", изданный Военным музеем Карельского перешейка в сотрудничестве с Музеем обороны и блокады Ленинграда и творческим объединением "Ленинградская сюита" в 2019 году.

Книга "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг. из осажденного Ленинграда
Книга "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг. из осажденного Ленинграда

В сборник вошли дневники артистов Кировского (Мариинского) театра - оперного певца Ивана Алексеевича Нечаева, солисток балета Наталии Павловны Сахновской и Ольги Генриховны Иордан, которые не уехали в эвакуацию вместе с театром летом 1941 года, а разделили с другими ленинградцами тяготы жизни в блокадном городе.

Страницы книги "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда"
Страницы книги "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда"

Их дневниковые записи - это не только личные истории о том, как боролись с голодом и холодом, как несли ночные дежурства и плели маскировочные сети в декорационных мастерских, но и настоящий гимн великой силе искусства.

С первых дней войны многие артисты были мобилизованы в концертные бригады для выступлений на призывных пунктах. Затем выступали в воинских частях, госпиталях, на предприятиях, на лесных полянах, в кузовах грузовиков.

"Заявки поступали отовсюду: из воинских частей и с кораблей, из госпиталей, с заводов. И хотя наш театр уже более не существовал, и никто формально не направлял нас на работу, ни одна заявка не осталась неудовлетворенной... Бывали дни, когда мы давали по три-четыре концерта, и притом на разных участках Ленинградского фронта", - писал в своем дневнике оперный певец Иван Алексеевич Нечаев.
"Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда. Иван Нечаев, Наталия Сахновская, Ольга Иордан
"Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда. Иван Нечаев, Наталия Сахновская, Ольга Иордан

Особый день в истории блокадного Ленинграда - 18 октября 1942 года. В осажденном городе был дан первый "афишный" спектакль "Русские люди" по пьесе Константина Симонова. Театральный коллектив собрали по приказу Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета "в целях создания патриотических спектаклей и показа их в г. Ленинграде и в частях Красной Армии по шефской линии".

К драматическим актерам присоединились оперные и балетные артисты Кировского театра. Новый сборный театральный коллектив разместился в помещении Театра комедии на Невском проспекте. Ленинградцы дали ему неофициальное название - Блокадный театр.

Балетную труппу "Блокадного театра" возглавила Ольга Генриховна Иордан, блистательная балерина, ученица Агриппины Яковлевны Вагановой.

"Репетиционный зал, разумеется не отапливался, и, чем холоднее становилось на улице, тем труднее было нам репетировать... Кордебалет и нетанцующие персонажи на репетиции не снимали верхнего платья, танцевали, или вернее, намечали движения, в шубах, платках, валенках и перчатках..."
Из дневниковых записей О. Г. Иордан. "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда.

Ольга Генриховна подробно описывает, как по всему городу искали музыкантов, дирижера и даже ноты, каких трудов стоила подготовка костюмов в полумраке костюмерных, где окна были зашиты досками, и какие нечеловеческие усилия прикладывали ослабевшие от голода артисты, выходя на холодную сцену в легких трико и балетных "тюничках".

"Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда
"Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда

Пишет об этом и артистка балета Наталия Павловна Сахновская:

Мы очень изменились, костюмы болтаются, как на вешалках. На руки мне приходится надевать длинные лайковые перчатки, на плечи пелеринку. Хочется чем-нибудь завесить и постаревшее лицо...Знакомые аккорды. Сердце заколотилось, неуверенно поднялись мы по ступенькам на эстраду. Ноги с трудом поспевают за музыкой. Всего несколько движений, а мы уже почти выбились из сил... И, о радость - аплодисменты, аплодисменты! Мы - артисты...
"Танцуя под обстрелами. Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг. из осажденного Ленинграда"

Наталию Павловну и ее супруга, танцора Роберта Иосифовича Гербека, называли "золотым дуэтом". В первую блокадную зиму Роберт Иосифович настолько ослабел, что попал в больницу, и тем не менее нашел в себе силы вернуться на сцену. Только за 1942 год "золотой дуэт" принял участие в 11 спектаклях и почти 200 концертах, один из которых был сольным.

Страницы книги "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда"
Страницы книги "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг из осажденного Ленинграда"

Однажды после лекции о блокаде моя юная знакомая, рассуждая об услышанном, воскликнула: "Ну вот зачем? Зачем в блокадном городе нужны были балет или опера, ведь людям даже есть было нечего?". Ответ на этот вопрос без труда находится, когда читаешь, с каким теплом принимали ленинградцы и защитники города артистов. В неотапливаемых залах под обстрелами и бомбежками певцы и танцоры напоминали людям о мирной жизни, дарили радость, вселяли веру.

"У песен мы набирались мужества... И каждый думал: живет, не умирает русское искусство - выстоят и ленинградцы, победит наша Родина".
Из дневников Ивана Алексеевича Нечаева. "Танцуя под обстрелами". Дневники артистов Кировского театра 1941-1944 гг. из осажденного Ленинграда"


Сборник "Танцуя под обстрелами" можно бесплатно скачать или купить в
магазине Военного музея Карельского перешейка. Часть средств от продажи сборников пойдет на съемки фильма об артистах Кировского театра, работавших в годы блокады в Ленинграде.