...Но ты так нежен, что я сказала бы «Да» уже наверно.
Ты неизбежен, твои объятья, как стальные тросы.
Ты надвигался, как туман, и тучи проплывали низко.
И твои губы от меня так близко...
Константин Меладзе
Густав Климт написал свою самую знаменитую картину «Поцелуй», относящуюся к «золотому» периоду его творчества, в 1907—1908 годах. Первоначально Климт назвал её «Влюблённые»
Глядя на это произведение, я понимаю почему Климт изменил название своей картины.
Мужчина, действительно, настроен весьма решительно. Им явно движет порыв страсти. Уж не знаю, влюблён ли он, но от него как-будто исходит ореол желания, который золотым облаком окружает мужчину и женщину, слившихся в одно целое. Мужчина целует девушку в щёку, явно не желая останавливаться на этом.
А она...она как-будто находится в неком напряжённом сомнении. Глаза её закрыты, на щеках играет румянец. Одна её рука обвивает мужскую шею, но при этом пальцы напряжены и сжимаются. Вторая её рука обхватывает руку мужчины, но при этом как-будто пытается удержать её, отстранить от себя.
Если мужской образ этого сюжета однозначен и понятен, то женский образ весь как-будто соткан из противоречий.
Оба они стоят на краю пропасти. Девушка на коленях. Эта поза говорит о смирении и покорстве. Пальцы её ног буквально впились в край покрытого цветами обрыва. Луговые травы опутывают ее ноги, напоминая цепи.
Возможно, поцелуй в губы и станет той точкой невозврата, тем роковым толчком, который свергнет их обоих в бездну. В бездну страсти.
Что же удерживает эту девушку на краю пропасти, и чем объясняется её нерешительность? Желает ли она в действительности быть с эти мужчиной, любит ли она его? Может быть это всего лишь её слабость перед властным мужским напором? Поддастся ли она этому напору?
Возможно, через секунду её разум победит, и она оттолкнёт от себя этого мужчину. Будет ли она потом жалеть об этом?
Либо, поддавшись страсти, упадёт вместе с любовником в пропасть, над краем которой они вместе стоят. И, опять же, чем это потом для неё обернётся?
Вопросов также много, как и возможных вариантов ответов. Этим и отличаются все великие произведения искусства. Они заставляют нас задумываться, задаваться вопросами, искать объяснения.
Страсть отличается от любого другого чувства силой. Человек может осознанно, а порой и бессознательно обуздывать эту силу, а может и разжигать.
Если бы мы всегда действовали рационально и разумно, жизнь была бы слишком скучна и предсказуема. Благодаря страстям мы узнаем новых себя.
Однако страсть может обернуться не только приливами счастья и вдохновения, не только радостными воспоминаниями о пережитых ярких эмоциях. Она способна разрушить жизнь, нанести глубокий ущерб, лишить душевного покоя.
Страсть иногда лишает большего, чем дает взамен!
Если она рождена из искренности, из осознанности, из доверия жизни, то тогда, скорее всего, её последствия не будут разрушительны.
А вот если природа этой страсти кроется в пороках человека: самоутверждении, самолюбовании, тщеславии, мести, скуке, лени, то такая страсть вряд ли обернется чем-то хорошим.
В момент, когда нас волной накрывает страстный порыв, так сложно мыслить рационально. Поэтому так часто мы поддаёмся страстям, даже когда с самого начала понимаем, что они могут обернуться для нас проблемами.
И в этом случае, после, нам ничего не остаётся, как принять очередной урок от жизни. Даже если последствия пережитой страсти невыносимы, именно эти переживания дарят нам шанс подняться в своем духовном развитии. Дают возможность проследить причинно-следственную связь своих поступков, сделать правильные выводы, принять ответственность за сделанный выбор, понять и принять себя и других людей.
Самопознание, принятие и самосовершенствование - одни из важнейших задач человека. Только в процессе познания возможно получение опыта. А любой опыт - это уже ценность.
Именно благодаря полученному опыту мы можем делать выводы и понимать разницу между крайними проявлениями различных чувств. Учимся проживать эти чувства осознанно и не избегать их.