Найти в Дзене

Молотов: Седой Урал Кует Победу

«В общей сложности 64 завода прибыли в город Молотов». Кликайте и слушайте историю эвакуированных предприятий.
Оглавление

«В общей сложности 64 завода прибыли в город Молотов». Кликайте и слушайте историю эвакуированных предприятий.

В прокатном цехе, 1937 год.
источник: МАММ / МДФ на сайте russiainphoto.ru.
В прокатном цехе, 1937 год. источник: МАММ / МДФ на сайте russiainphoto.ru.

Эвакуация предприятий

С начала войны с Запада на Восток в железнодорожных составах, на баржах и быстроходных судах, на автомобилях и гужевым транспортом эвакуировались люди, перевозились упакованные в крепкие ящики произведения искусства, мчали на новые производственные площадки заводские станки.

24 июня 1941 года в Советском союзе началась работа совета по эвакуации при совете народных комиссаров СССР. Совет возглавил нарком путей сообщения Л.М. Каганович. Железнодорожные пути, речные магистрали стали стали движущей силой процесса эвакуации. Но действия совета были полностью подчинены ситуации и текущим проблемам, не было четкой инструкции по эвакуационным действиям: когда начинать подготовку к вывозу людей и оборудования, что обязательно должно оказаться в тылу, а что можно оставить и т.д.

Кроме того, процесс эвакуации усложнялся ограничением времени: войска Третьего Рейха быстро передвигались по территории Западных республик. Нередко люди вспоминали, как покидали родной дом под вой самолетов, рык мотоциклов и лай немецких овчарок.

Еще одна проблема при эвакуации была связана с размещением производств. На территориях, куда были направлены заводы, зачастую отсутствовала необходимая инфраструктура. Это касалось и снабжения, и обеспечения необходимого объема электроэнергии, и подготовки кадров.

Преодоление все трудностей сделало процесс советской эвакуации в годы Великой Отечественной войны легендарным. Так, за 1941–1942 гг. на Восток были перемещены различными видами транспорта около 17 миллионов человек и более 2600 предприятий.

25% эвакуированных предприятий базировались в Молотовской, Свердловской и Челябинской областях. В считанные месяцы Нижний Тагил, Челябинск и Свердловск (сейчас Екатеринбург) превратились в центры танкостроения. Молотовская область приняла предприятия химической промышленности, а также моторостроительные и пушечные заводы.

В общей сложности 64 завода прибыли в город Молотов. Эвакуированное оборудование, талант и упорство прибывших заводских коллективов стали основой крупных военных производств.

Например, в июле 1941 года завод № 98 им. Кирова (сейчас Пермский пороховой завод) принял и разместил специалистов 4-х ленинградских пороховых заводов. Главной задачей завода было изготовление пороховой массы. Производство было запущено одновременно с возведением стен вокруг него. Весной 1942 года Государственный комитет обороны обязал резко увеличить выпуск зарядов для «Катюш». Выполнение задания контролировал лично И.В. Сталин. Все работники были переведены на казамерное положение и в течение 2-х месяцев не покидали завод. Рабочая смена длилась 14–16 часов. Задание было выполнено.

Эвакуация расширила площади и завода № 19 им. Сталина (сейчас — ОДК «Авиадвигатель»). За 2 первых месяца войны коллектив предприятия принял более 60 эшелонов с людьми и станками 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда. Завод расширил производство на 65%. В 1941 году завод был единственным в стране, продолжившим серийный выпуск моторов.

Завод № 172 им. Молотова (сейчас Мотовилихинский завод) принял 4 эвакуированных предприятия, а также военную часть производств Московского автозавода им. Сталина. Уже в первом полугодии 1942 года было выпущено в восемь раз больше продукции, чем за год до этого. Рост объемов продукции сопровождался совершенствованием конструкций и улучшением тактико-технических данных выпущенной артиллерии.

Из статьи С. Федотовой «Пермская амазонка»

«Шла война. В Молотове только Гусарову было известно, что Вера Балкова досконально знала технологию производства пороха для "сталинского органа" — "Катюш". Она имела к ней непосредственное отношение — технология создавалась при ее непосредственном участии. В Молотовском обкоме ВКП Балкова возглавляла отдел промышленности боеприпасов. Это была единственная в СССР женщина на такой должности и с таким уровнем ответственности: почти 90% боеприпасов Советского Союза давала Молотовская область.

Вера Макаровна Балкова
источник: Государственный архив социально-политической истории.
Вера Макаровна Балкова источник: Государственный архив социально-политической истории.

Поначалу ее все принимали за секретаршу Гусарова. Она была молода и красива особой красотой состоявшейся женщины. Но характер у нее был… "Как я внутренне радовался, — писал ей Гусаров в 80-е годы, — когда на Вас мне жаловались именитые генералы и полковники, возглавлявшие заводы, за "чрезмерную" требовательность и настойчивость в деле выполнения планов и заданий ГКО. Был бы я поэтом и композитором, написал бы новую песню, посвященную Вам. Беда в том, что ни мать ни отец не дали мне таланта, довольствуюсь тем, что вместе с другими иногда пою "Катюшу!".

Однажды она отказалась принять генерала Бединского, возглавлявшего в годы войны крупный пороховой завод имени Кирова, за то, что он был небрит, да и верхняя пуговица кителя была расстегнута. Тот был в ярости. На прием к Балковой он попал только после парикмахерской, в которую она же и позвонила и попросила побрить его без очереди.

Руководители отделов обкома в войну тоже работали с 9 утра до 2–3 часов ночи с небольшим перерывом на обед. Балкова часто бывала в Москве, где для нее всегда был забронирован номер в гостинице "Москва" и выделялся автомобиль с шофером. Не было случая, чтобы нарком боеприпасов не принял ее по первой же просьбе.

Но и тогда все было непросто. Необходимо было в короткие сроки построить новый пороховой завод (сейчас — ГП «Урал») в Соликамске, а людей не было. Балкова приехала в Москву просить строителей. Ванников тревожно и зло посмотрел на нее: "Если бы Вы не были женщиной, то я, наверное, выругался бы матом". И долго нервно ходил по кабинету. Наконец, сказал: "Этот вопрос может решить только Берия".

Трое суток через каждые 10–15 минут Балкова звонила в приемную Берии. "Его нет, занят, уехал". Позвонив в очередной раз и услышав, что на том конце взяли трубку, она кричит: "Сколько можно ждать! Я уже трое суток тут сижу. Не сплю, не ем!"

На том конце незнакомый голос спросил: "А Вы, собственно, кто?". Такая-то, по такому-то вопросу. "Подъезжайте". Это оказался Берия.

Людей нашли. Рассказывают, что для этого сняли с фронта бойцов. Когда Ванников узнал о положительном решении вопроса, то, вызвав Балкову, встретил ее посередине кабинета, хлопнул по плечу и сказал: "Молодчина". У Гусарова положительная реакция была примерно такая же».

Копилка знаний

Текст подготовлен:

  • по серии материалов Светланы Леонидовны Федотовой «Реальная Пермь», размещенном на сайте пермского издания «Новый компаньон»;
  • по книге к 85-летию ФКП «Пермский пороховой завод» — «Пермский пороховой бастион. История завода — в истории страны…»;
  • по статьям энциклопедии «Пермский край в Великой Отечественной войне» Государственного архива социально-политической истории;
  • по книге Светланы Леонидовны Федотовой «Молотовский коктейль».