Найти тему
Колхоз имени Октября

Как опытный механизатор научил преодолевать крутой спуск на ДТ-75

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Весной, придя из армии, я сразу устроился на работу в сельское лесничество трактористом. Начало мая, самый разгар посадочных работ . На больших площадях старались использовать посадочные машины зацепленные за ДТ-75, а на небольших участках сосенки садили в основном вручную. Работа, в общем- то знакомая.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Еще учась в школе, мы целыми классами помогали лесничеству в посадке елочек. В летние каникулы мы подзарабатывали на прополке молодых сосенок, очищая от травы и веток глубокие борозды , в которых росли сосенки. В этом году участки для посадок располагались в широкой пойме, неглубокой речки. Не везде были подъезды к местам посадок удобными, приходилось переезжать заросшие кустарником овраги и низины, на дне которых под водой еще растаял снег.

Работали мы в паре со старым механизатором Иваном Прокопьевичем, который всю жизнь трудился в нашем лесничестве и уже несколько десятков лет занимался лесовосстановлением. Трактор ДТ-75 Ивана Прокопьевич, помимо посадочной машины, был оборудован небольшим бульдозерным отвалом. С помощью отвала он прокладывал путь в кустарниках , отодвигал упавший сухостой в стороны, освобождая проезд, а я , на своем точно таком же ДТ-75 «почтальоне», ехал за ним, а за нами МТЗ-50 с телегой груженой ящиками с саженцами сосны и ГАЗ-66 с рабочими.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Таким образом , посадив несколько участков, мы стали переезжать на другое место, так же находящийся в пойме. Я обратил внимание, что ГАЗ-66 с рабочими и «Беларусь» по лесной дороге поехали куда то в сторону, хотя, место посадок было совсем рядом. Как объяснил мне Иван Прокопьевич , до участка надо ехать в окружную, так как с высокого крутояра, внизу которого располагалась пойма, им не спустится.

Вначале я думал, что мы то же поедем вслед за остальными, но старый механизатор сказал, что попробуем найти пологий спуск. Проехав по краю косогора, примерно с километр, Прокопьевич остановил трактор, походив по кромке высокого берега, он выбрал место , где предполагал съезжать на тракторе. Я до последнего не верил, что он решится на такое.

Перед спуском Иван Прокопьевич проинструктировал меня, что спускаться с кромки нужно на пониженной скорости, ни в коем случае трогать тормоза, а подправлять движение трактора только фрикционами и посадочную машину еще перед спуском поставить в плавающее положение гидравлики, она послужит «якорем», будет придерживать трактор от разворота. Спуск был очень крутой и длинный, к тому же состоял из рыхлой песчаной почвы, и если б трактор развернуло боком, то он непременно бы пошел в переворот.

Встав на краю обрыва, я внимательно смотрел , как трактор Прокопьевича медленно перевалил критическую точку обрыва, после которой назад уже невозможно было вернуться. Он начал не съезжать, а буквально скользить на гусеницах вместе с рыхлым грунтом, но все обошлось и вскоре трактор с поднятой в транспортное положение посадочной машиной, отъехал от места спуска на ровную площадку поймы.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Стараясь сделать все в точности, как опытный напарник, я начал спуск. На середине мой трактор заметно начало ставить боком, не помогал даже «якорь» из посадочной машины, вспомнив наставления Прокопьевича, я попробовал выровнять трактор фрикционами и у меня получилось. Только в конце, снова выравнивая трактор от бокового скольжения, я по привычке топнул тормоз, но во время спохватился и убрал ногу с педали.

В общем все обошлось , мы за короткое время оказались на нужном участке, тогда, как остальным рабочим для этого понадобилось добираться почти полтора часа. Впоследствии, работая уже на уходе за елочками, я не использовал опыт старого механизатора, спускаясь с крутых склонов, пользовался только фрикционами и в качестве «якоря», используя навесное орудие – распашник или двухсекционный лущильник.