Императором Николаем I учрежден Комитет о подводных опытах, на который возложено руководство работами по усовершенствованию подводных мин.
Идея применения электричества (гальванизма) для воспламенения подводных фугасов принадлежит Павлу Львовичу Шиллингу, который пришел к ней в ходе своих работ по созданию передающих линий для электрического телеграфа, которые должны были передавать электрический сигнал на большие расстояния, располагаясь в сырой земле и даже в воде. Создание им изолированного от внешней среды электрического проводника привело его к мысли о возможности воспламенения гальванизмом сначала подземных мин, широко использовавшихся в войнах того времени, а затем и подводных фугасов.
Эту идею по достоинству оценил Карл Андреевич Шильдер, генерал инженерных (саперных) войск. Склонный к изобретательству, он в 1832 г. занялся претворением этой идеи к практическим нуждам армии и разработал на ее основе, прежде всего, совершенно новую технологию производства осадных работ с помощью минного оружия, которая была более эффективной, экономичной и безопасной, чем традиционная технология. Далее, изучив мировой опыт создания подводных мин, он разработал ряд практических предложений по повышению обороны портов с помощью подводных мин, воспламеняемых электрическим током по проводам. Более того, он разработал проект и построил подводную лодку для активного использования подводных мин (1834 г.). Убедившись на опытах в правильности своих предположений, он 5 октября 1839 года направляет по команде письмо, где просит ходатайства перед Императором об образовании специального комитета (названного им «Комитетом о подводных опытах») для облегчения занятий «по части производства опытов с подводной лодкой и пароходом «Отважность», равно над действием фугасных ракет и мин».
19 октября 1839 г. предписанием генерал-инспектора по Инженерной части, К.А. Шильдеру сообщается, что Высочайшее соизволение последовало. Быстрота получения Высочайшего соизволения вполне объяснима: К.А. Шильдер хорошо известен Императору (он – его генерал-адъютант), более того, Император относится к нему с большим уважением как специалисту в своей области и талантливому изобретателю. Всего несколько лет назад работал подобный комитет, рассматривавший сухопутную минную и контрминную систему, изобретенную К.А. Шильдером, и признавший ее полезной для российской армии.
В состав Комитета вошли:
а) от Инженерного ведомства:
- генерал-лейтенант от артиллерии Козен П.А.;
- генерал-лейтенант Саблуков А.А.;
- генерал-майор Витовтов П.А.;
- полковник корпуса горных инженеров Соболевский П.Л.;
б) от Морского ведомства:
- контр-адмирал Казин Н.Г.;
- капитан 1 ранга Чистяков П.Е.;
в) гражданские специалисты:
- профессор Дерптского университета Якоби Б.С..
Позднее в состав Комитета дополнительно был включен полковник Внуков (как специалист по фугасным ракетам).
В состав нового комитета, по предложению К.А. Шильдера, вошли видные специалисты-эксперты, представлявшие Инженерное и Морское ведомства Военного министерства России. Для экспертизы вопросов, связанных с использованием гальванизма в рассматриваемых изобретениях, был приглашен профессор Дерптского университета Мориц Герман Якоби (в России его звали Борис Семенович), он оказался самым опытным специалистом в области практического применения гальванизма на момент образования Комитета, поскольку П.Л. Шиллинг - идеолог применения гальванизма для зажигания пороховых фугасов в России скоропостижно скончался за 2 года до этого.
На первое заседание члены Комитета собрались в Инженерном замке уже 11 ноября 1839 года.
О других событиях этого дня см.: 19 октября - этот день в отечественной морской истории