Одной из главных достопримечательностей испанского прибрежного городка Торревьеха, что на Коста Бланка, является морской музей, включающий в себя один очень интересный экспонат. Давайте вместе спустимся внутрь испанской подводной лодки и посмотрим, в каких условиях несли боевую вахту моряки НАТО.
Итак, подводная лодка ВМС Испании S61, «Delfin».
В отечественных подводных лодках (в том числе и в действующих) мне приходилось бывать не раз, а вот в иностранной не был ни разу. S-61 Delfin — испанская дизель-электрическая подводная лодка, построенная в 1971 году по лицензии, на базе французской лодки Daphne. Всего в те года для ВМС Испании было построено четыре лодки этого типа.
Эта лодка считается океанской, однако автономность по запасам топлива, продовольствия и пресной воды составляет всего 30 суток, что довольно мало для лодок этого типа.
Движение лодки обеспечивает дизель-электрическая энергетическая установка, состоящая из двух дизель-генераторов мощностью по 850 кВт, двух гребных электродвигателей мощностью по 800 л. с. (на короткое время гребные электродвигатели могут развивать мощность по 1300 л. с.) и двух групп аккумуляторных батарей по 80 элементов в каждой. Генераторы приводятся в действие дизельными двигателями мощностью по 1125 л.с. И для всей этой адской установки, в размещенных в легком корпусе топливных цистернах хранилось до 90 тонн топлива.
Длина лодки 57 метров, ширина почти 7 метров. Под водой она может развивать скорость 15 узлов (28 км/ч). Максимальная глубина погружения - 300 метров. Экипаж S-61 состоял из 56 человек — 33 матроса, 15 старшин, 7 офицеров и 1 капитан.
Корпус лодки разделен по длине на 5 отсеков. В носовой её части размещено восемь 550-мм торпедных аппаратов. Торпедная стрельба возможна на всех глубинах вплоть до предельной, однако перезарядка торпедных аппаратов в море не предусмотрена.
В начале 1980-х годов вооружение этих лодок было модернизировано. Кроме всего прочего, на них переоборудовали торпедные аппараты под стандартный калибр НАТО 533 мм.
Идём дальше, от носовой части в сторону кормы.
Обратите внимание, с каким комфортом служили испанские подводники — предусмотрены даже занавесочки. Ну а в целом условия проживания и несения службы на всех подводных лодках примерно одинаковы — тут не место для клаустрофобов.
Каюта офицеров (oficiales). Все же уютнее, чем на наших лодках того времени. Между шконками не унитаз, а умывальник с мылом Camay :)
Кают-компания - место для совместного отдыха офицеров:
Отсек управления подводной лодкой и ее вооружением — самая интересная часть лодки. Тут можно зависнуть надолго.
Можно подумать, что во всем этом хитросплетении легко запутаться. Однако, каждый подводник на лодке знает только свою небольшую часть и общую, обязательную для всех — Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС).
Через навигационный отсек попадаем на камбуз. Странно, что на камбузе испанской подводной лодки не висит нога хамона :)
Отсек управления силовой установкой:
А тут жили матросы (marineros) этого отсека:
Дальше, в корме, находится еще пара торпедных аппаратов. Кормовой торпедный отсек по-испански звучит как «sala torpedos popa».
Вы, наверное, хотите знать, что это за смешной прыщ вскочил на носу у лодки?
Это массивный обтекатель антенны гидроакустической станции — глаза лодки. С помощью этой антенны гидроакустик на лодке посылает сигналы, которые отражаются от препятствия (другая лодка, подводная скала) и возвращаются обратно. По времени прохождения сигнала и его искажению вычисляют расстояние до объекта и даже классифицируют его. Чтобы противодействовать обнаружению лодок такими сигналами, их стали обшивать толстыми резиновыми листами, которые поглощают акустические волны.
Подводная лодка S-61 стала первым судном военно-морского флота Испании, превращенным в плавучий музей. Полная утилизация лодок этого типа началась в декабре 2003 года. Именно в этот момент было принято решение оставить первую лодку в качестве музейного экспоната в порту города Торревьеха.
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец (канал Trips & UrbEx)