В аннотации к каналу я написал «пособие для авторов». Это действительно так: намерен выкладывать здесь тексты, не принятые редакциями. С другой стороны, это дает определенный лаг по темам. Но есть и общая канва: бюрократия, аппарат, карьера – все, что следует из моего опыта (в основном финансовая сфера и ЖКХ), а так же все, что я считаю важным, как в первой публикации о covid-19. Но все-таки пишу я плохо, поэтому основной упор на текст – на качество аргументации и стиль, который я презираю.
Признаться, меня всегда интересовала такая штука, как судьба. Не в мистическом смысле. Я все-таки считаю, что человек волен решать куда свернуть и как идти. Я думаю так потому, что испортить все можно очень просто – а значит все в твоих руках.
В считалочке Агаты Кристи каждый негритенок спотыкался на каком-либо навыке или его отсутствии, и кончилось все плохо. В реальной жизни думающие и осторожные «негритята» намного более успешны.
Издалека таких подробностей не видно, но вы наверняка назовете людей, которые казались вам непотопляемыми. Смотришь на такого и думаешь: что бы ни случилось, удачу из рук не выпустит. Однако жизнь иногда подтверждала ваши прогнозы, а иногда опровергала.
Бывает и наоборот: «серая мышь», ничем особенным не выделяется, а потом раз-два – шахматным коньком – и вот она в высоком кабинете.
Зная успешных людей вначале пути, например, среди одноклассников, всегда интересно понять: а существуют ли правила, которые не гарантируют успех, конечно, но с максимальной вероятностью к нему приводят.
Мотивирующая публицистика дает двойственный ответ на этот вопрос: а) надо много и усердно работать и б) надо эффективно общаться. Вторая компонента обычно подразумевает т. н. эмоциональный интеллект – модное ответвление «науки об успехе».
Существуют и прикладные разработки в данной сфере. Таков короткий, но емкий труд Фила Портера «Съесть или быть съеденным». При всей беспринципности автора, вынужден констатировать: этот парень знает, о чем говорит – книга составлена из рабочих советов.
Но есть вопросы более фундаментального плана, не связанные с подставами и фальсификациями, на которых делает акцент Портер:
Что значит много и хорошо работать?
Как это – «правильно общаться»?
Окей, каково оптимальное соотношение между хард- и софт-скиллами? И как пощупать эти пресловутые тонкие настройки? Ну, на конкретных примерах!
Наконец: не может быть такого, что все эти настройки и пропорции специфичны для разных видов деятельности? И не пора ли нам перестать обобщать, и начать рассуждать здраво – в рамках конкретных задач и примеров?
Итак: немного теории и несколько дельных советов для молодых людей и девушек, не бог весть какого ума, не способных каждый день рожать идеи бизнеса, испытывающих отвращение к написанию текста и кода ‒ а то и к работе вообще, но страстно жаждущих трудиться среди людей, стяжать в меру способностей и больше, жадных до роскоши и власти.
По совокупности перечисленных качеств, срисованных, как вы понимаете, с себя, предполагаю, что одной из лучших сфер приложения усилий для вас является бюрократический аппарат. И вот почему: по аналогии с боксом – освоив пару десятков приемов, шлифуя их и доводя до совершенства, вы можете рассчитывать на достойное место под солнцем.
Вам не нужно ломать голову и придумывать новое – все открыто до вас.
Что такое аппаратная работа
Работа бюрократии – совокупность процессов и связей по выполнению корпоративных или государственных функций в соответствии с установленным алгоритмом. Плохим, хорошим ли, не важно – следование инструкции отличает бюрократа от управленца рыночного типа.
Таков фасад. Внутрянка балансирует на двух столпах:
Общее – защита интересов правящего класса, частью которого является и бюрократия. В этом аспекте интересы бюрократии едины.
Частное: продвижение отдельных предприятий и лиц. В этом интересы различных представителей и групп бюрократии как правило не совпадают и вступают в конфликт.
Ну как там, в вашем серпентарии?
Спрашивала меня жена, когда я приходил с работы из одного крупного банка. Я принимал ее слова за комплимент: это особенность мышления ‒ своего рода профдеформация.
Супруга несколько сгущала краски, но в чем-то была права. Отношения внутри аппарата не бывают безоблачными ‒ и для начала вам придется осознать, способны ли вы «работать локтями», не испытывая колебаний и угрызений, или «вас колбасит от одной мысли» о подковерных сущностях.
А я пока перечислю другие минусы аппаратной карьеры.
Риск оказаться под следствием на этой работе прилично выше среднего – в основном это касается госаппарата – он на особом контроле. Идет чистка рядов, и скоро она не закончится.
Если это случится, от вас будут требовать показаний против ваших коллег (а от них – против вас), а вы не сможете отказаться от показаний – это значит, что вам придется взвешивать каждое слово. Вас будут проверять на полиграфе.
Вы можете оказаться в глубокой разработке ‒ тогда ваш телефон поставят на прослушку. Вам придется узнать, что такое логическая экспертиза.
Подобные события вызывают почему-то уважение публики: хорошую, мол, школу жизни прошел чуваг ‒ молодец!
Такое отношение считаю признаком упадка нравов. Все это здорово в кино. А когда и если коснется вас, вы потеряете сон и аппетит.
Некоторые мои советы направлены на то, как не попасть в такую ситуацию. Но вы должны понимать: гарантий не бывает. В этой работе как нигде: чем выше вы подниметесь, тем больше будет цена ошибки.
К тому же я не коуч, и не умею лгать (самому смешно): применимость советов зависит от темперамента и склада характера. Научиться можно не всему. Но это не значит, что не нужно учиться.
Друиды считали, что каждому человеку соответствует дерево. Мне больше нравится другая аналогия: с металлом. Свинец тяжелый, железо ржавеет, сталь твердая, но ломается, алюминий гнется и становится хрупким, чугун хранит тепло. Так вот: металл бюрократии – ртуть.
Начнем с главного:
Вам придется воспитать в себе навык лицемерить и открыто смотреть в глаза просителя, не испытывая отвращения ни к себе, ни к нему. Это важно – фальшивить долго вы не сможете. Но будет еще хуже, если вы будете страдать: постоянный стресс вы не выдержите – сорветесь, наделаете глупостей.
Вы можете угробить репутацию (как это сделал я) и безуспешно восстанавливать ее годами.
В определенных, редких случаях, ваша репутация может разрушиться без вашего участия, а просто потому, что надо было кем-то пожертвовать – однако и тогда, включив сильные линзы, вы обнаружите, что сделали все, чтобы это случилось именно с вами.
Но есть и хорошие новости.
Зайдите на парковку ‒ оцените «зверинец»
Сравните его с условной средней по вверенной вашей администрации территории ‒ как вы понимаете, мы говорим о плюсах аппаратной работы. Ну да, вы можете сказать, что этот приятный автопарк используется руководителями района/города, тогда как сотрудники все больше на маршрутках.
Посмотрим явление на массиве. Куда податься юноше бледному со взором горящим? Где можно заработать, не считая материального бизнеса, в котором заняты ребята, кто о себе и так все знают? Конечно! ‒ это инфобизнес! ‒ в него и идет молодежь.
Допустим, но сколько преуспевающих дизайнеров в стране? Я знаю двух ‒ Тему Лебедева и Покраса-Лампаса ‒ те, кому удалось сделать пресловутый личный бренд.
Очевидно их больше: пара сотен ‒ тех, у кого заказывают, а не кто предлагает. Примем, что эта цифра с лихвой покрывает 90% рынка ‒ наверняка не ошибемся. Все остальные, кто наполняет биржи фриланса ‒ низ пищевой цепочки, где трудолюбивый, умный и, возможно, талантливый соискатель питается не столько колбаской, но надеждой ‒ авось да выпадет зеро.
Не говоря о том, что и само понятие «личный бренд» весьма растяжимо, и мне сдается, что этот термин немного устарел: если вы не родите очередной шедевр (читай ‒ не превзойдете себя вчерашнего) ‒ спустя пару месяцев вас просто забудут.
В инфобизнесе вы или топ, или никто.
Тогда как в аппарате много промежуточных звеньев, которые обеспечивают вполне достойное бытие.
Пример с парковкой ‒ это ведь только третий эшелон ‒ руководители района / городского поселения на 25‒100 тыс. жителей. А есть еще замы по… и можно долго перечислять, по чему замы. А есть еще сектора: имущества, земельный, ЖКХ, да и сама коммуналка ‒ хотя и разбавлена акционерными обществами ‒ финансовые потоки отрасли контролирует местная власть.
А если смотреть выше ‒ там уже аппарат губернатора.
Есть за что бороться!
Увязнув в интернете, вы просто этого не видите.
Второе преимущество ‒ высокий круг общения: чиновники в подавляющем большинстве – умные люди. У них есть, чему поучиться.
Наконец, даже минимальная власть приносит наслаждение. Ценность этого свойства власти зависит от личности. И я не о богатстве выбора сексуальных партнеров, и уж точно не о синдроме вахтера.
Тебе поручено важное дело: структура в кулаке – в твоих руках люди и техника. Ты видишь результат своей работы. Твой труд – в интересах граждан – жизненно необходим обществу. В каком-то смысле ты – слуга народа.
Если мои слова вызвали у вас саркастическую усмешку, то это потому, что «килограмм плохого перевешивает тонну хорошего».
Здесь я сужу больше как коммунальщик. У завсектора по делам молодежи другая специфика. Но если мы начнем перебирать виды аппаратной работы – никогда не закончим.
На вашей стороне – мощь государственной машины. Сами вы не создадите и близкого по силе ресурса. Залог успеха (и провала) в том, как вы его используете.
Это политика?
Под политикой обычно понимают искусство государственного управления (в частности такое определение дает «Википедия»). На мой взгляд, политика это все-таки влияние на умы масс с целью придать им «вектор тяги» или наоборот «вектор спокойствия». Политика – стихия – игра с крупными ставками.
Второе значение – политика как комплекс мероприятий. С этой точки зрения компоненты политики есть и на региональном уровне – та же работа с молодежью – но рамки задает, разумеется, Центр. Тем не менее, вы часто будете слышать это слово. Обычно оно означает: спущено сверху – не обсуждается.
Протеже, «связист» и «пожарный»
Три данных вида составляют практически весь корпус бюрократии. Применимость конкретной стратегии зависит от вашего психологического типа. Вы можете его не знать: навыки развиваются, а вкус приходит во время еды.
Протеже – лицо под покровительством. Это не то же, что рекомендация, когда за вас замолвили словечко. Протеже продвигают, как пешку в ферзи, что и определяет стратегию: ждать указаний. Уровень компетенции: любой – не все протеже белоручки.
Тем не менее, наличие «руки» располагает выбирать должности, не отягощенные высокой ответственностью.
«Связист» – строит карьеру на отношениях, которые сам же и создает. Автономен, закрыт, дистанцирован. Наиболее развитый навык: умение просить. Не только за себя – а это дорогого стоит.
Идеальная иллюстрация к «связисту» ‒ Микоян ‒ о котором шутили: от Ильича до Ильича без инсультА и параличА. Кстати, помимо умения пройти под дождем без зонта, Анастас Иванович отлично чувствовал рынок и сочинял рекламные лозунги.
«Пожарный» – блестящий организатор. Умеет действовать решительно и быстро. Владеет всеми аспектами проблемы: от финансов до расстановки людей и техники. Идеален в критических ситуациях, которые в регионах случаются сплошь и рядом. И это не только аварии на ЖКХ и лесные пожары, а все, что надо организовать со сроком исполнения вчера.
Для протокола: «пожарных» недолюбливают за мнимую или реальную независимость.
Наиболее успешны те аппаратчики, которые варьируют все три стратегии. При благоприятном расположении звезд они достигают уровня функционер – чиновник, не только управляющий своим подразделением, но влияющий на другие формально не подчиненные ему структуры.
Есть и четвертый тип – синекура. Его мы касаться пока не будем: он хорош, но его достижимость зависит от случая (но видеть приходилось, и не раз).
Навыки, необходимые для воспитания бюрократа, развиваются медленно, а это значит, что карьера начинается задолго до того, как вы отнесете резюме в администрацию.
Протиснуться в игольное ушко
Первый вопрос напрашивается: а как устроиться то?
Это вопрос не понимающего суть аппаратной работы человека со стороны. Он сам же и ответит: родиться сыном губернатора. А еще лучше…
И будет прав, но только отчасти. Протеже автоматически снимает вопрос трудоустройства в аппарат и продвижения по иерархической лестнице. Минус: если ваш покровитель будет «съеден», это ударит и по вам. Рано или поздно вам придется играть самому.
Второй и наиболее действенный прием – рекомендация.
Подумайте, кто мог бы попросить о вас. Не ищите среди близких знакомых: окажись такой человек в вашем ближайшем окружении, скорее всего вы уже задавались бы вопросом трудоустройства в его ведомство.
Ищите на дистанции двух – трех рукопожатий: среди знакомых знакомых. Прочитайте статью до конца, обдумайте все хорошенько (возьмите на это пару недель). Набросайте тезисами содержание вашей просьбы, возможные вопросы и ответы. Позвоните и попросите о встрече.
Будьте честны и открыты: просите рекомендовать, не забегая далеко вперед, озвучьте свои амбиции. Сделайте акцент на преимуществах госслужбы по сравнению, например, с интернет-экономикой ‒ найти их нетрудно, а единство в неприятии чего-либо сближает.
Напоминайте о себе – аппаратчики любят себе подобных молодых да борзых, а сами они, уверяю, умеют проходить сквозь стены. И вот почему: они умеют надавить, но и просить.
Смысл просьбы: проговорив ее, соискатель ставит печать под негласным договором, у которого есть и второй пункт — будет испрошено в ответ. Просьба, которая не просто приводит к получению желаемого, но вводит в круг приближенных. И это самое главное, благодаря чему значение просьбы может оказаться более ценным, чем собственно искомое.
Просят все. Просили: познакомить с надежным мужчиной и симпатичной женщиной (а потом институт сватовства, более эффективный, чем сайты знакомств, схлопнулся).
Просят: замолвить словечко и представить тому-то. Строительные подряды и коммуникационные проекты — просят. Просили, просят и будут просить: ресурсы, полномочия и власть. И получают.
Это отрывок моего поста в Facebook, и многим не понравилось: мол, просьба унизительна. Ответил: на здоровье ‒ нам больше достанется.
Просите ‒ так вы уже начнете развивать один из важных скиллов аппаратной работы.
Плюс ‒ научитесь выходить на нужного человека. Минус: такого человека может не оказаться, либо он не захочет рекомендовать вас ‒ возможные причины мы разберем. Пока запомните одно: даже если вам десять раз отказали, это не повод оставить попытки.
Первый раз бюрократы говорят «нет». И второй. И десятый. Это у нас «в крови».
Третий не лучший путь: по резюме на низовую должность. Минус: вакантных мест в администрации может не быть (и скорее всего не будет). Плюс: наверняка таковые найдутся в ЖКХ, например, в управляющих компаниях, которые район контролирует через доверенных лиц. Научитесь считать тарифы, изучите структуру финансовых потоков. А там будет видно:
ЖКХ – такая же кузница кадров аппарата, как и силовые структуры ‒ эта ее роль будет возрастать по мере роста проблем на жилфонде.
Ищущий обрящет: так или иначе все, кто хотел, рано или поздно вошли в здание с высокими дверьми, коврами в коридорах и столами из вишни. Или вы предпочитаете бук?
Шаг 0. Чистая репутация
Человек, до которого вы, проявив ум и настойчивость, обязательно достучитесь, захочет узнать о вас все, чтобы, рекомендуя вас, не навредить себе. Отсюда простой и так понятный всем вывод: репутация особенно актуальна в век соцсетей. По теме написано много, я лишь добавлю кое-что, исходя из нашей специфики.
Кратко: никакой неформальщины. Не только у вас, но и в вашем кругу. И кстати, первое, с чего бы я начал изучать ваш профиль – ваши основные контакты.
Главное ‒ не опоздать с моментом, когда косухи и цветные гребешки придется выбросить. Пересмотрите «Стиляг» (реж. Валерий Тодоровский) ‒ диалог в исполнении Олега Янковского и Максима Матвеева отменно хорош:
Мы тоже были молодыми и «зажигали». Но «детскими болезнями надо переболеть в детстве». А если хочешь на завод ‒ двери открыты.
С одеждой и прической разберетесь – материалов в интернете довольно. Второй аспект репутации сложнее: то, что вы пишете о себе. Нынче модно делиться, и мне понравилась откровенность Дмитрия Дементия, с которой он рассказал историю преодоления тревожного расстройства.
На аппаратной работе так делать нельзя. Оставьте при себе вашу депрессию и БАР – одно неосторожное высказывание, и вы поставите на себе крест. Камингауты не для вас.
Наконец самое сложное ‒ то, что вы пишете о вселенских проблемах (которые вам кажутся таковыми – масштаб) – о том, что выводит вас из себя.
Здесь правило простое, и вы его слышали. Это предупреждение Миранды: все, что вы скажете, может быть обращено против вас. Мне придется раскрыть данный тезис более подробно, ведь речь не идет о намеренных выпадах: вы не хотели эпатировать публику.
Вы подмахнули не глядя.
Есть такой термин: «пушка, катающаяся по палубе». Он появился на британском флоте. Фрегаты сходились в артиллерийской дуэли, пушки срывало ядрами, и вот готовое пальнуть орудие волчком крутится среди огня и дыма. Куда стрельнет – одному богу известно. В чужих вряд ли – скорее всего в своих.
Когда вы упиваетесь своей якобы правотой – вы производите впечатление сорванной пушки. И даже если вы убеждены, что кто-то очень виноват и заслуживает тюрьмы – не ерничайте. Поднимитесь на ступеньку и посмотрите на ситуацию немного сверху: ведь ничего хорошего в ней нет – ни для кого из ее участников.
Не публикуйте в состоянии аффекта, когда вы не можете оценить информацию и сделать правильные выводы. Возьмите за правило: ничего в день написания – все оставлять на утро.
Не пишите в интерфейсе Facebook и других соцсетей. Используйте кипы, эверноты и т. д. Вычистите ваши странички от хлама, включая и неадекватных типов, оставляющих реакционные комментарии – в ответ на которые вы пишете глупости.
Если вам мало моих слов, попросите друга снять вас на телефон в момент стресса. Запаситесь валерианкой: велик шанс, что вы не узнаете этого человека. Определенно вы не хотели бы, чтобы вас видели таким.
Но то, что вы пишете – на взводе – выдает вас не меньше, чем фотография. А истерички и неврастеники на этой работе никому не нужны.
И никакой политики!
***
Во второй части мы разберем прикладные компетенции бюрократа – на уровне первичных навыков – того, что нужно на старте. В третьей – особенности личности – софт-скиллы. Пока же предлагаю подумать вот о чем:
Карьеры не делаются не потому, что нет блата: даже в наш век протекционизма многие представители высшего эшелона – выходцы с низов.
Карьеры не делаются потому, что их не делают. Большинство молодых людей и девушек, придя на работу в аппарат, слабо представляют, для чего они здесь оказались.