Традиционно в радиотерапии выделяют три способа воздействия ионизирующего излучения на опухоль:
- дистанционное;
Наивысшего технического уровня достигло лучевое лечение, при котором доза излучения доставляется бесконтактно, с небольшого расстояния. Дистанционная лучевая терапия проводится как с использованием ионизирующего излучения радиоактивных радиоизотопов (современная медицина использует дистанционное излучение изотопов только при радиохирургии на Гамма-Ноже, хотя в некоторых онкоцентрах России все еще можно встретить старые аппараты для радиотерапии работающие на изотопе кобальта), так и с применением более точных и безопасных ускорителей элементарных частиц (линейный ускоритель или синхроциклотрон при протонной терапии).
- контактное;
Брахитерапия - воздействие источников ионизирующего излучения (изотопов радия, йода, цезия, кобальта и др.) на поверхность опухоли, либо их вживление в объем новообразования.
Наиболее популярно применение брахитерапии для лечения опухолей, к которым имеется относительно простой доступ: рак шейки и тела матки, рак языка, рак пищевода и т.д.
- радионуклидное.
Радионуклидная лучевая терапия подразумевает собой введение микрочастиц радиоактивного вещества, накапливаемых тем или иным органом. Наибольшее развитие получила радиойодтерапия при которой вводимый радиоактивный йод накапливается в тканях щитовидной железы, разрушая опухоль и ее метастазы высокой (абляционной) дозой.
Некоторые из выделяемых в отдельные группы видов лучевого лечения, как правило, имеют в своей основе один из трех указанных выше способов. Например, интраоперационная лучевая терапия (ИОЛТ), проводимая на ложе удаленной опухоли во время хирургического вмешательства - это обычная лучевая терапия на линейном ускорителе меньшей мощности.
Виды дистанционной лучевой терапии
Эффективность радионуклидной лучевой терапии и брахитерапии зависит от точности расчета дозы и соблюдения технологического процесса, а приемы реализации этих методов не демонстрируют большого разнообразия. Но дистанционная лучевая терапия имеет массу подвидов, каждый из которых характеризуется своими особенностями проведения и показаниями для применения.
- радиохирургия
Высокая доза подводится единоразово, либо короткой серией фракций. Может проводиться на Гамма-Ноже или КиберНоже, а также на некоторых линейных ускорителях.
Наибольшее распространение радиохирургия получила в лечении опухолей головного мозга и позвоночника (в том числе доброкачественных), являясь бескровной альтернативой традиционному хирургическому лечению на ранних стадиях. Успешно применяется и для лечения четко локализованных опухолей (рак почки, рак печени, рак легкого, увеальная меланома) и ряда неонкологических заболеваний, таких как сосудистые патологии (АВМ, каверномы), невралгии тройничного нерва, эпилепсии, болезни Паркинсона и др.).
- лучевая терапия на линейном ускорителе
Обычно, 23-30 сеансов лечения фотонами для опухолей внутри тела, либо электронами для поверхностных опухолей (например, базалиома).
Линейный ускоритель - важный компонент в составе сочетанного лечения опухолей любой стадии и любой локализации. Современные линейные ускорители, помимо возможностей модификации формы каждого из полей излучения для максимальной защиты здоровых тканей от радиации, могут агрегироваться с томографами для еще большей точности и скорости лечения.
- лучевая терапия на радиоизотопных аппаратах
Ввиду низкой точности эта разновидность лечения, практически не применяется в мире, а рассматривается по причине того, что значительная часть лучевой терапии в государственной онкологии России все еще проводится на таком оборудовании.
- протонная терапия
Наиболее эффективный, точный и безопасный вид воздействия на опухоль элементарными частицами протонами. Особенность протонов - высвобождение максимальной энергии на конкретном контролируемом участке траектории полета, что в разы снижает лучевую нагрузку на организм, даже в сравнении с современными линейными ускорителями.
Уникальность свойств протонной терапии делает этот метод лечения одним из наиболее эффективных в лечении опухолей у детей.
НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСНА ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ?
С момента изобретения радиотерапии основным аргументом противников этого метода лечения опухолей было воздействие радиации не только на объем опухолевого поражения, но и на здоровые ткани организма, которые окружают зону облучения или находятся на пути его прохождения при дистанционном лучевом лечении опухолей.
Но даже несмотря на ряд ограничений, которые существовали при применении первых установок для лучевого лечения опухолей, радиотерапия в онкологии с первых дней изобретения прочно занимает основное место в лечении различных типов и видов злокачественных новообразований.
Точное дозирование
Эволюция безопасности лучевой терапии начиналась с точного определения толерантных (не вызывающих необратимых биологических изменений) доз ионизирующего излучения для различных типов здоровых тканей организма. Одновременно с тем, как ученые научились контролировать (и дозировать) количество излучения, начались работы по управлению формой поля облучения.
Современные аппараты для лучевой терапии позволяют создавать зону высокой дозы излучения, отвечающую форме опухоли, из нескольких полей в зоне их пересечения. При этом форма каждого поля моделируется управляемыми многолепестковыми коллиматорами (специальное электромеханическое устройство, “трафарет”, принимающий заданные формы и пропускающий поле требуемой конфигурации). Поля подаются из различных позиций, что распределяет общую дозу радиации между различными здоровыми частями организма.
Точное наведение
Ключевым в поиске решений, которые дали бы возможность нивелировать воздействие радиации на здоровые ткани организма, особенно при лечении опухолей сложной формы, стали разработки в направлении виртуальной симуляции лучевой терапии. Высокая точность компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) позволяют не только четко определить наличие и контуры опухоли на каждом из множества снимков, но и воссоздать на специализированном программном обеспечении трехмерную цифровую модель взаимного расположения опухоли сложной формы и окружающих ее здоровых тканей. Этим достигается, в первую очередь, защита критически важных для работы организма структур (ствол головного мозга, пищевод, зрительный нерв и т.д.), даже минимальное облучение которых чревато серьезными побочными эффектами.
Контроль положения
Ввиду того, что курс лучевой терапии предусматривает несколько десятков сеансов, важной составляющей точности и безопасности такого лечения является отслеживание смещения пациента во время каждого сеанса лечения (фракции). Для этого применяют фиксацию пациента специальными устройствами, эластичными масками, индивидуальными матрасами, а также инструментальный контроль за положением тела пациента относительно плана лечения и смещением “контрольных точек”: рентгенографический, КТ- и МРТ-контроль.
Точный выбор метода лучевого лечения
Отдельно следует рассмотреть такое направление повышения безопасности лучевой терапии, как использование индивидуальных свойств различных элементарных частиц.
Так, современные линейные ускорители кроме лучевого лечения фотонами, позволяют проводить электронотерапию (лучевую терапию электронами), при которой подавляющая часть энергии элементарных частиц, электронов, высвобождается в верхних слоях биологических тканей, не вызывая облучения более глубоких структур, находящихся под опухолью.
Аналогично, протонная терапия позволяет доставлять в опухоль элементарные частицы протоны, энергия которых максимальна лишь на коротком отрезке дистанции “полета”, соответствующем расположению опухоли в глубине организме.
Подобрать метод лечения, которое будет наиболее эффективным в каждом конкретном случае, может только врач, владеющий каждым из методов лучевой терапии.
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ - ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СОЧЕТАННОГО ЛЕЧЕНИЯ ОПУХОЛЕЙ
Несмотря на успехи лучевой терапии в борьбе с локализованными опухолями, она - лишь один из инструментов современной онкологической помощи.
Наибольшую эффективность доказал комплексный подход к лечению рака, при котором лучевое лечение применяется в таких видах:
- предоперационный курс для уменьшения активности и объема опухоли (неоадъювантная лучевая терапия);
- послеоперационный курс для облучения зон, в которых невозможно достичь полного удаления опухоли, а также путей вероятного метастазирования, чаще всего, лимфатических узлов (адъювантная лучевая терапия);
- лучевая терапия при объемных метастатических поражениях, например, полное облучение головного мозга (WBRT) самостоятельно, либо в комбинации со стереотаксической радиохирургией (SRS) на Гамма-Ноже или КиберНоже;
- паллиативное лечение для облегчения болей и общего состояния организма на терминальной стадии заболевания и т.д.
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ В РОССИИ
Уровень отечественных онкологов, медицинских физиков, лучевых терапевтов, при условии постоянного повышения их квалификации, не уступает, а, зачастую, превосходит уровень ведущих мировых специалистов. Широкая клиническая практика позволяет быстро получать значительный опыт даже молодым специалистам, парк оборудования регулярно пополняется новейшими аппаратами для лучевого лечения от лидеров отрасли (даже в таких затратных сферах, как протонная терапия и радиохирургия).
Поэтому все чаще иностранные граждане, даже из тех стран, которые считаются традиционным “пунктом назначения” для выездного медицинского туризма из России, вдохновленные успехами российской медицины, выбирают лечение рака в частных онкоцентрах Российской федерации. Ведь стоимость лечения рака за границей (при сравнимом уровне качества) выше не из-за качества медицины, а из-за уровня заработных плат иностранных специалистов и накладных расходов, связанных с перелетом, проживанием пациента и его сопровождающих, услугами переводчиков и т.д.
При этом доступность качественной лучевой терапии для граждан России, в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи, оставляет желать лучшего. Государственная онкология все еще недостаточно оснащена современной техникой для диагностики и лечения, бюджеты государственных онкоцентров не позволяют на должном уровне обучать специалистов, высокая загруженность сказывается на качестве подготовки и планирования лечения.
С другой стороны, схема работы страховой медицины в России формирует спрос на наиболее дешевые методы, обеспечивающие лишь базовый уровень качества лечения рака, не создавая спроса на высокотехнологичные методы лечения, к которым относятся радиотерапия, радиохирургия, протонная терапия. Это отражается в низком уровне квот на лечение в рамках программы медицинского страхования.
Исправить положение призваны эффективно управляемые частные онкологические центры, предлагающие пациентам ту тактику лечения, которая будет оптимальной как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения стоимости.
Прошу поставить палец вверх если информация была полезной!
Именно это ваше действие мотивирует меня писать для вас!
Жду ваших комментариев!
Спасибо за внимание! Берегите себя и близких!