Германия. Ганновер. Выставка. Считается международной, но всё же больше для внутреннего немецкого пользования. Хотя русских посетителей на ней достаточно много. Но выделить русского из толпы удается далеко не всегда. Бывает идет пара. С виду типичный инженер советской закалки и супруга при нем. Заговоришь, а это немцы, и даже не ГДРовские. А следом идет чудо в оранжевых штанах с дредами и дырками в ушах больше, чем у людей нормальных дырки на теле природой предусмотренные. Ну думаешь, точно этот тип импортного разлива. А оказывается наш, русак, да ещё из глубинки.
Но эту пару я издалека идентифицировал как «наших». И не ошибся. Два неулыбчивых, брутальных мужика с короткими стрижками, цепким взглядом и широкими плечами. Подошли на стенд. Стали с интересом рассматривать оборудование. Я, сразу по русски, предложил им помощь. Спросил, чем они занимаются. Спектр оборудования на стенде достаточно широк и в полном объеме интересен только потенциальным продавцам. А здесь явные производственники. Говорят, что у них мебельная фабрика. Работает уже давно. Пользуются продукцией одного из конкурентов. Не самой распространенной, но присутствующей на нашем рынке. Говорят, что их достало отсутствие сервиса, долгие сроки ремонтов, перебои с запасными частями. А оборудование старое. Ищут чем его заменить. Всё понятно и достаточно типично. Наш клиент. Показал, рассказал, что-то попробовали в деле. Вроде понравилось. Пора обмениваться контактами, визитками. И тут выясняется, что по паспортам мужики то немцы, а фабрика находится в Казахстане. И «нашими» они являются для моих немецких коллег, коим я отработанный контакт и передал.
Вот я и думаю, эти мужики с русскими лицами и с родным русским языком они кто? Русские? Немцы? Казахи? Кем их считать? И кем считают себя они сами?