Найти в Дзене

Совет психолога – мамы ребёнка "тормоза"

Оглавление

– Сын, ты можешь поторопиться? Тебя все ждут! Одного тебя ждут 5 человек! Быстрее!...Ты всё ещё не готов? Да поскорее уже! …Мы все стоим уже на пороге, а ты всё ещё один носок натягиваешь! Я же тебя за 40 минут предупредила, что пора собираться! Ну почему всегда именно так?? Ты что, издеваешься над нами?!

Некоторым родителям до боли знаком подобный диалог. Это значит, что в их семье растет медленный ребенок. Годами его пытаются поторопить. Безрезультатно. Годами семья пытается привыкнуть к его темпу. Бесполезно. Ребёнок по-прежнему никуда не торопится, а родители каждый раз «закипают» в его ожидании.

Как-то раз, когда моему сыну было четыре года, у нас с ним произошла такая ситуация. Я забирала его из садика, всех детей уже забрали, ну и я сильно торопилась домой, была уставшая после трудного дня.

– Сын, давай быстрее! Чего ты копошишься? Все уже давно оделись и ушли домой, а ты все еле шевелишься!

На что мне мой «неторопыга» удивительно осознано для своих лет выдал: – Мама, а я никуда и не тороплюсь!

Занавес! Я присела, перестала его подгонять. И задумалась. Как же нам с ним уживаться, если я привыкла всё делать бегом, а он, видите ли, никуда не торопится?! Тогда я в первый раз осознала, что вряд ли смогу когда-либо его поторопить, если он сам того не захочет. Ведь он флегматичный по типу темперамента, и ОЧЕНЬ неторопливый в своих действиях, ребёнок. Вот прямо ТОРМОЗ!

Так что это за дети такие? И как с ними правильно строить общение?

В первую очередь, надо понимать, что разным людям нужно РАЗНОЕ количество времени для того, чтобы сделать то же самое. Медлительность не связанна с воспитанием или с вредностью. Это скорее «базовая комплектация». Данность от рождения. И изменить этого нельзя. Нужно понять, принять и адаптироваться!

Медленных детей видно с малых лет.

Они всегда плетутся «в хвосте», часто не успевают за другими, везде опаздывают (хотя медлительный ребёнок может быть и пунктуальным, главное научить его правильно распределять свое время). У этих ребят медленно происходит всё – вообще все жизненные процессы. Они во всех делах, как маленькие черепашки, мимо которых проносятся спортивные болиды.

-2

И это вовсе не какая-то там их психологическая проблема, а чистой воды физиология. Также медлительность никак не связана с уровнем интеллекта.

Единственная проблема таких детей – это взрослые, которые не принимают их особенность и хотят их поторопить.

Родители, учителя и все остальные. Но все усилия тут тщетны. Они сами могут с возрастом ускориться, но это связано исключительно с повышением мотивации в каком-либо деле, а не потому что они послушались взрослых, которые их подгоняли.

Самое важное, что надо понимать о таких детках: их БЕСПОЛЕЗНО пытаться ускорить.

Чем сильнее их подгонять, тем сильнее они ЗАМЕДЛЯЮТСЯ

(хотя, казалось бы, куда уж медленнее??)

Часто самые сильные трудности у этих детей случаются, когда они начинают ходить в школу. Учиться им бывает крайне трудно.

Образовательная система совершенно не рассчитана на таких детей.

Конечно же, учителя и целый класс не могут ждать одного, пока тот допишет, дочитает, дорасскажет. А говорят они тоже медленно, а если их ещё и перебивать, то они могут начинать рассказ с самого начала, так как по-другому просто не могут. Из-за всех этих особенностей, учителя могут думать, что над ними просто издеваются. Хотя это совершенно не так. Эти дети просто не могут делать два дела одновременно. У них все происходит степенно, шаг за шагом.

-3

Если таких «черепашек» резко и напористо поторапливать, то они просто впадут в ступор, при этом испытывая сильнейший стресс. И тогда выполнение задачи становится просто невозможным.

Бывает, что к какой-то деятельности они очень замотивированы, вот тогда они могут действовать достаточно прытко. Но, к сожалению, часто на это надеяться не приходится.

Так что делать?

Во-первых, перестаньте напоминать ему о его «недостатке» (понять и принять, помните?) Он прекрасно чувствует, что окружающие постоянно им недовольны, а это только усугубляет ситуацию.

Во-вторых, расскажите ему, что все люди разные: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но у всех есть свои достоинства и сильные стороны.

В-третьих, с малых лет учите правильно распределять свое время, чтобы не опаздывать всюду.

Поначалу жёстко контролируйте процесс его сборов в школу/на секцию (или туда, куда надо прийти к точному времени). Этот навык вырабатывается достаточно успешно. Сужу по опыту своего сына. Сначала надо помогать ориентироваться во времени, а потом он привыкает сам всегда выходить заблаговременно. Никто из детей не хочет, чтобы его ругали за опоздание, поэтому тут всегда будет возникать его собственная мотивация (а это самый верный ключ к успеху).

-4

Ещё один важнейший момент: НЕТ жестким временным рамкам!

– Через пять минут чтобы был готов!

– Если за десять минут не соберешься, будешь наказан!

Забудьте эти фразы! Не засекайте время, не ставьте таймер – это страшный сон для такого ребенка. Соревнования на время однозначно не для него. Никакой пользы это не принесёт, только застопорит его в моменте. Чуда не случится.

Ему, напротив, поможет ощущение, что у него ещё есть запас времени. Поэтому используйте фразы типа: «Не торопись, у тебя есть еще некоторое время». Именно подобные слова сыграют вам на руку, – он расслабится и спокойно сделает всё, что от него требуется.

Рассуждайте так: не медлительный, а вдумчивый, не «капуша», а очень внимательный и дотошный. Пускай и ребёнок умеет говорить о своей особенности. Это особенно полезно в диалоге с учителями. Научите его говорить такие фразы:

– Извините, но я не успеваю, для меня это слишком быстро

– Извините, а Вы не могли бы повторить? Я не успеваю так быстро

Ну и конечно, самое главное, как и в любых других ситуациях – поддержка родителей: понимание и подбадривание.

-5

Ведь и с родительских слов, в том числе, формируется детская самооценка. Если десять раз сказать человеку, что он «тормоз», то на одиннадцатый он уже перестанет даже пытаться изменить ситуацию.

Подумайте прежде, чем очередной раз заострить внимание на этом «недостатке», лучше расскажите, почему вы гордитесь своим ребёнком и акцентируйте внимание на том, что у него получается лучше всего!

Автор: Марина Каракчиева, практикующий психолог, мама ребёнка на СО

Читайте также статьи автора:

Совет психолога: как подросткам избежать зависимости от смартфона

Моя личная история. Ребенок двоечник, школа «монстр», ну а я неуравновешенная личность

Психология ребёнка. Попытаемся понять поведение наших детей

Как научить ребёнка постоять за себя

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.