Найти тему
Читаем деткам

Почему у детей проблемы с обучением в школе и как им помочь

Я весь прошлый год с интересом наблюдала по сути за экспериментом, который начала Наташа в классе сына (её инстаграм). Они запустили книгообмен, первоклашки менялись книгами по определенным правилам, читали, обсуждали, отмечали свои достижения.

Первая моя реакция была: «Как круто! Я тоже такое хочу в классе Марго, когда она пойдёт в школу».

У меня на самом деле меркантильная цель: я хочу, чтобы у моего читающего ребёнка была возможность обсуждать прочитанные книги с друзьями. Потому что Рите этого очень хочется! Но дети из класса не знают книг, которые читает Марго.

Книгообмен решил бы эту проблему. Я даже готова предоставить многие наши книги, подходящие для первого чтения, чтобы раз в месяц обновлять ассортимент в классе. Плюс дети из дома принесут книги, если есть подходящие.

Но предложить было немного страшно, вдруг никто не захочет поддержать? В итоге я попросила Наташу рассказать обо всех нюансах: как преподнести, с чего начать.

И тут наша учительница пишет в чат: дорогие родители, подумайте, как помочь детям подружиться, чтобы они меньше ругались друг с другом?

Я тут же написала учителю, что есть такая идея с книгообменом, что у меня есть подходящие книги о дружбе, которые потом всем классом можно обсудить. И что я могла бы всё подготовить и запустить этот проект.

И наш учитель заинтересовалась! Ура!

Что это даст?

Во-первых, технику чтения, что является весомым аргументом для нечитающих родителей (у Наташиного сына в начале 2 класса СРЕДНИЙ показатель 90 слов в минуту, в параллели 40-50). Правда, скорость чтения не так важна, как понимание прочитанного, надеюсь, это все понимают.

Во-вторых, единое информационное пространство в классе — отличная среда для укрепления дружбы. Чтобы дети обсуждали не игры, а прочитанные книги (я наивная, да?).

В-третьих, общая успеваемость у хорошо читающих детей, понимающих текст, выше. Если общий уровень будет высоким, это благотворно скажется на каждом ученике. Здоровая конкуренция!

А здесь начинается вторая часть поста. Когда о чём-то усиленно думаешь, информация приходит сама.

Мой давний друг по телеграму прислал ссылку на лекцию Людмилы Ясюковой. Она рассказывает как раз о том, что многие дети с отличной техникой чтения (скорость и выразительность) совершенно не понимают смысла прочитанного.

И речь не только об учениках начальной и средней школы, но и о выпускниках, и даже о многих взрослых, которые потом не могут выполнять написанные инструкции на работе.

Кусочек лекции, не пожалейте времени, посмотрите. На канале найдёте и другие моменты с лекции, где разобраны нынешние школьные программы, фонетический разбор слов и причины безграмотности у детей.

(Вывод: учите ребёнка читать до школы, прививайте любовь к чтению. Потому что если он будет учиться читать в школе с предварительным звуковым разбором слов (как слышу, так пишу), то потом будут проблемы с грамотностью.)

Лектор даёт детям 3-11 классов тест, который на первый взгляд кажется простым.

Надо вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Да, тест с 3 класса, но я всё равно распечатала и предложила его Марго.

Ниже фото бланка с заданием:

-2

и ответы Риты:

-3

Считаю, что она справилась хорошо! Пусть и с ошибками, но ребёнок в начале 1 класса. То есть она понимает смысл прочитанного сразу предложениями, а не фразами или словами.

А я мысленно сказала самой себе «спасибо», что 6.5 лет назад начала читать дочке вслух. И не бросила до сих пор. Благодаря этому Рита сама начала читать и научилась получать удовольствие от чтения.

Кстати, читаю сейчас Пеннака «Как роман», изд. Самокат, книга как раз о любви к чтению. И как мы сами, родители, убиваем её, стоит ребёнку кое-как научиться читать самому. Мол, какая сказка на ночь? Читай сам, умеешь уже!

Книга для меня местами не самая простая, потому что я туповата для неё и не знаю больше половины авторов, на которых ссылается Пеннак (много отсылок к французской литературе и в целом культуре). Но общая идея понятна в любом случае.

Хотите, чтобы ребёнок читал и получал от этого удовольствие? — читайте ему вслух максимально долго и читайте сами свои взрослые книги, будьте примером!

Очень надеюсь, что мой пост послужит доброму делу и кто-то из родителей малышей решится на покупку первой книги. Кто-то возобновит ежедневные чтения, вернёт ритуал чтения перед сном у детей постарше и особенно у школьников. А кто-то вдохновится опытом Наташи и запустит книгообмен в классе своего ребёнка!