Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Крутые авторы в жанре «магический реализм»

Оглавление

Словосочетание, которое наверняка попадалось вам хоть однажды в контексте умных разговоров про литературу. Рассказываем о чем тут речь и кого из авторов стоит прочесть, если хотите расширить свой литературный кругозор (например, чтобы козырнуть им в беседе).

Магическим реализмом принято называть смесь реалистической или внежанровой прозы (т.н. «серьёзной литературы») с волшебными и/или абсурдистскими элементами. Такие истории чрезвычайно легко спутать с фэнтези, но есть минимум три признака, которые помогают отличать наш случай от всего похожего.

Во-первых, волшебные элементы в произведениях этого типа не вызывают ни у кого из героев удивления. Магия просто есть, это данность, с которой персонажи живут. Это привычная часть их мира, которая никем не воспринимается как чудо и вообще никогда не объясняется (в отличие от «городской фэнтези» вроде Дозоров Сергея Лукьяненко).

Во-вторых, восприятие времени к этих книгах нередко искажено (время зациклено, замедленно, остановлено или нарочно стёрта привязка к какой-либо исторической эпохе).

В-третьих, здесь часто поэтизируется и мифологизируется образ какого-нибудь народа. Это заметнее всего у авторов-латиноамериканцев, но есть немножко и русских (см. далее Алексей Иванов), и у японцев.

-2

Чем-то крайне похожим баловался ряд классиков вроде Кафки или наших Гоголя с Булгаковым, но термин магический реализм всё же чаще применяют к литературе середины XX века и более поздней. Сильнее всего направление ассоциируется с латиноамериканскими прозаиками. Но, как увидите, далеко не только с ними.

Итак, кого стоит читать?

Хорхе Луис Борхес

О нём много писать не станем, поскольку про этого прозаика у нас уже был отдельный текст. Если коротко, то Борхес обожал загадки без ответа, лабиринты, библиотеки, выдуманных животных и рецензии на несуществующие книги. Считается классиком литературы постмодернизма.

-3

Читать: «Сад расходящихся тропинок», «Вавилонская библиотека», «Книга вымышленных существ»

Кобо Абэ

Японский классик, на которого сильнейшим образом повлияла европейская (в том числе русская) литература. За сюрреализм плюс очень специфический взгляд на общество его частенько сравнивают с Кафкой.

-4

Обязательно к прочтению: «Женщина в песках». Главный герой попадает в местность, где люди живут в здоровенных песчаных ямах. Песок пытается занести их хижины, но они ежедневно откапывают их. Метафора очень ёмкая: тут и смерть, у которой люди кропотливым трудом пытаются выиграть немного времени, и в целом история Японии.

Габриэль Гарсия Маркес

Нобелевский лауреат (1982) и законодатель моды на магический реализм в Латинской Америке. Практически каждый первый писатель из этого региона испытал на себе влияние знаменитого колумбийца. Любит помещать в центр сюжета потомков индейцев (этому у него потом научились и коллеги), а ещё придуманные родословные с кучей похожих имён.

-5

Читать: «Сто лет одиночества». Философская притча, замаскированная под семейную хронику. Описываются несколько поколений колумбийского рода Буэндиа, проклятого за грех их предков. Интересная метафора человечества в целом. Кстати, в среднесрочной перспективе ожидается экранизация знаменитого романа от Netflix.

Милорад Павич

Балканский (сербский) классик, который обожал словари, энциклопедии и особенно — псевдоисторические факты. Часто экспериментировал со структурой текста. Например, у него есть роман, который можно читать как кроссворд сверху вниз и слева направо, есть роман, который читается к середине от начала и от конца, а также роман с двумя финалами (один на бумаге, а альтернативный— на специальном сайте в Сети).

-6

Самое известное произведение: «Хазарский словарь». Псевдонаучный нонфикшн про реально существовавший тысячу лет назад народ. Внимание: практически все исторические и этнографические реалии Павич выдумал.

По сюжету хазарский хан аки Владимир Красно солнышко вызывает к себе представителей трех религий и предлагает им истолковать свой вещий сон. Кто истолкует лучше, ту веру и примут хазары. Роман разбит на части, сответственно излагающие трактовку этих якобы исторических событий мусульманами, христианами и иудеями. Кроме того текст сшит из словарных статей, которые можно читать в любом порядке.

Анджей Сапковский

Еще один из авторов, который теперь абсолютно не нуждается в представлении. Но у нас разговор пойдёт отнюдь не про «Ведьмака».

-7

Читать: «Сага о Рейневане»

История Рейневана из Белявы разворачивается в реальной исторической Чехии времен гуситских войн. Однако при этом наряду с прочим тут есть магия, колдуны-чернокнижники (вроде главного героя), големы. Причем всё это здесь абсолютно никого не удивляет, поскольку, сами понимаете, средневековый менталитет-с.

Алексей Иванов

Некоторые книги вполне подпадают под это определение.

Обязательно обратить внимание: «Сердце Пармы» — этноисторический роман, действие происходит в языческих пермских лесах времен Ивана Грозного.

В сюжете есть магия, которая естественно вплетена в местный (исключительно колоритный) социокультурный ландшафт. Для большей убедительности деталей Иванов создал небольшой собственный краеведческий музей. Поверьте, очень не многие писатели бывают настолько преданы своему тексту.

-8

«Пищеблок» — в пионерском лагере 1980 года более-менее дополняя друг друга существуют нормальные люди и «идеологически податливые» вампиры.

-9

Виктор Пелевин

Еще один автор, про которого слышали все, а многие его даже читали. Часто Виктора Олеговича литературоведы записывают и в соседний с магическим реализмом формат — турбореализм. Про последний мы когда-нибудь напишем отдельную статью.

-10

Обязательно читать: «Жизнь насекомых». Насекомые носят человеческие имена, заняты на человеческих профессиях и в целом ведут почти наш с вами образ жизни.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и расскажите в комментариях о своём любимом произведении в данном жанре!