Это продолжение истории об историческом и политическом значении Новоиерусалимского монастыря. Полный список заметок внизу статьи.
Воскресенский собор в плане, внутреннем устройстве и общих размерах довольно точно воспроизводит храм Гроба Господня в Иерусалиме (мы же помним, что Никон получил точные обмеры). Патриарх Никон создал копии Голгофской церкви, которая была освящена еще при нем, и в которой он особенно любил служить; копии низких, как бы пещерных храмов под Голгофой, Гроба Господня, центрального алтаря Воскресения Христова, "камня миропомазания", плиты "середина вселенной", темничного придела с церковью во имя Божией Матери (освящена тоже при Никоне), заалтарных церквей, подземной церкви Константина и Елены с приделом Обретения Креста Господня и т.п.
Однако во внешнем облике Воскресенский собор Нового Иерусалима походит на палестинский прототип только с южного входа. Во всем же остальном он довольно сильно отличается от оригинала. Это прежде всего относится к изразцовому декору. Как тут не вспомнить многоцветие драгоценных камней в стенах Иерусалима небесного, по описанию Иоанна Богослова!
О двояком значении своего Нового Иерусалима как образа исторической Палестины и Царства Небесного свидетельствовал сам патриарх Никон несколькими чрезвычайной важности изразцовыми же надписями в Воскресенском соборе, в которых прямо указывается на символическое значение как зданий монастыря, так и элементов церковной службы.
В 1664 году, был отлит Всехсвятский колокол весом 200 пудов, на котором были изображены "святцы" - иконы святых, празднуемых в течение всего года. Это уже само по себе являлось образом Небесной Церкви. В верхней части колокола помещалась надпись, указывавшая на преемственную связь колоколов с теми серебряными трубами, что были у древнего Израиля в "сеннописном законе", то есть в Ветхом Завете.
Еще ранее, в 1658 году, в самом начале строительства Нового Иерусалима был отлит главный большой колокол обители - Воскресенский, весом в 500 пудов. Он имел изображение Воскресения Христова, а по сторонам от этой иконы - образы царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевича Алексея Алексеевича и патриарха Никона, который в правой руке держал храм, а в левой - колокол. Основной текст надписи в нижней части колокола в современном переводе звучал как «не даром и не случайно образы узаконены Божественными законами».
Но надписи на колоколах мог прочесть не каждый. Поэтому в храме делаются особые надписи, доступные для прочтения. В первой из приведенных нами дается понять каждому, что алтарю искони усваивается значение "святилища тайны", престолу - значение Иерусалима, жертвеннику - Вифлеема, что символически духовно-таинственными значениями обладают и все другие богослужебные предметы. Отсюда каждый, посетивший "подмосковную Палестину", должен был, прочитав эту надпись, убедиться в том, что святые места, связанные с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, и с Его Небесным Царством, давно знаменуются в общепризнанной символике церковных предметов и священнодействий, что "подмосковная Палестина" поэтому является закономерным развитием этой символики.
Предыдущие заметки по истории Новоиерусалимского монастыря: "Москва - Третий Рим", "Русская земля как Земля Обетованная", "Преемственность символов власти", "Золотые Ворота и Поклонные горы", "Какой смысл заложен в городской планировке", "Город земной как отпечаток небесного", "Как рождалась идея Новоиерусалимского монастыря", "Мандала Новоиерусалимского монастыря", "Царь как источник Божьего знамения"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском