В нашем районе первыми СОшниками стали дети моих друзей. Их родители, как первопроходцы, сами приняли на себя ответственность за обучение и воспитание детей.
Они досконально изучили закон об образовании, в частности о его формах. А потом, подковавшись документально, написали заявления в районный отдел образования и забрали детей на СО.
Но они решили обучать их без аттестации.
А это вызвало особо внимательное к ним отношение органов образования, которые стали наезжать к ним с проверками. И, хотя мои друзья смогли с достоинством постоять за себя и своих детей и объяснить чиновникам, что те поступают не по закону, мне всё же было тревожно, когда я думала о переводе своего сына на семейное обучение.
Но сын всеми фибрами души не хотел в школу. И я выбрала его психологическое благополучие взамен устоявшимся традициям.
Когда я собралась с духом отнести заявление в отдел образования, мы пошли с подругой. Она как раз отстаивала свои права обучать ребёнка в темпе, удобном ему, и самим решать вопросы аттестации и настаивала на неправомочности вмешательства гос органов в семейный образовательный процесс.
Это очень стойкая женщина. Специалисты отдела образования буквально выдохлись от попыток навязать ей свою точку зрения.
И, когда я подала своё заявление, у них уже не осталось ни эмоций, ни слов, чтобы мне что-то возражать. Одарив меня только изумлённым взглядом, мне молча подписали заявление.
Конечно, к этому моменту я долго готовилась: и морально, и юридически. Консультировалась со знакомыми, у кого дети на СО, с мамочками в чатах по СО. Они рассказали и о своих ошибках во взаимодействии с образовательными органами, и об успехах. Подсказали мне, на что опираться. Одной из таких точек стал закон об образовании. Там есть подпункт: формы обучения. Я стала досконально изучать его. Одновременно анализировала переписку и интерпретацию в чатах семейников по этой теме.
В итоге поняла для себя, что семейная форма обучения – это наше полное законное право. Но аттестация в РФ обязательна.
А нам хотелось большей свободы. Поэтому, когда мы официально заявили о переходе на СО и отнесли в школу, к которой были прикреплены, заявление о выдаче нам личного дела, то выбрали дистанционную аттестацию.
Не всё было просто. Директор нашей деревенской школы была в курсе, что в нашем районе есть семьи-семейники, и она относилась к этим людям с насмешкой и негодованием. А тут в её школе такое...!
Чиновники не были в курсе такого закона, и в их головах не укладывалась эта новость! Поэтому им пришлось изучать закон, а в это время они пытались удержать нас манипуляциями, используя старые рычаги.
Например, когда директор отдавала по праву нам принадлежащее личное дело, она вдруг передумала и сказала: "Подпишите согласие аттестовываться в нашей школе и наше положение об аттестации учеников, находящихся на семейном обучении".
Разумеется, эти документы были созданы на ходу, потому что такое явление в нашем районе было примерно третье, и школы попросту не заморачивались этим вопросом. И здесь мне помог закон об образовании РФ, в котором говорится, что место и форму аттестации СОшников родители выбирают сами, с учётом пожелания ребёнка. Именно этот пункт я и предъявила к осмыслению руководителям школы.
Видимо, ссылка на основной закон была ключевой. Потому что после этого школа пыталась манипулировать нашей ответственностью перед отечеством, но уже в гораздо меньшей степени. В общем, утрясались вопросы оформления где-то около месяца. А потом о нас стали постепенно забывать.
Правда, нам разрешили ходить на любые школьные кружки. Сын захотел ходить на шахматы. И по сей день ходит с удовольствием. Любовь к шахматам у него от дедушки. Но ещё и потому, что ему по душе учитель, который ведёт кружок.
Ещё нам разрешили пользоваться школьной библиотекой, но на практике мы только в первый год брали литературное чтение. В следующие разы они почему-то отделывались отговорками, поэтому мы покупали уже сами.
По роду работы мне иногда приходится приходить к директору школы. В общем, у нас доброжелательные отношения. Она в начале и в конце учебного года интересуется нашей аттестацией, и почти всякий раз зазывает нас в школу. Как-то даже попросила (просто попросила) скинуть ей результаты нашей аттестации.
Я поняла, что так ненавязчиво, но всё же мониторит за нами районный отдел образования. Но меня это уже особо не волнует.
И всё же задумываюсь о настоящести свободы, которую даёт нам закон о семейном образовании.
Но это о нашей, конкретной ситуации. Потому что мы живём в деревне и здесь все у всех на виду. В городе, думаю, с этим всё намного проще.
Вообще, мы уже третий год на СО, и мы всё же больше чувствуем себя свободными, чем когда сын ходил в школу. Это и выбор программы, и способов обучения, и аттестации, и возможность лучше узнать друг друга с ребёнком, и научиться друг у друга разным знаниям и умениям, и свобода поехать в любое время куда нужно, и многое другое.
Это новое состояние и мироощущение, ощущение большей ответственности, более тесного контакта в семье, её целостности, пока не совсем привычно, но постепенно становится естественным образом жизни для нас и для многих, кто выбрал семейную форму обучения для своих детей.
Автор: Светлана Никитина, копирайтер, психолог, мама двоих детей, младший на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи автора:
Как преодолеть нежелание ребёнка учиться даже дома на СО?
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.