Луказкий медноделательный и Ирбинский железоделательный заводы
В Минусинском крае медное дело возникло в глубокой древности. А спустя много веков – и вскоре после окончательного утверждения русских в верховьях реки Енисея – произошли открытия меднорудных месторождений в местах известных древних «чудских» разработок медной руды.
Появление русских в верховьях реки Енисей совпало с эпохой великих преобразований, которые осуществлял император Петр I. Правительство России было заинтересовано в открытиях в Сибири месторождений полезных ископаемых, а тем более во вновь завоеванных областях. На розыски полезных ископаемых правительством назначались специальные экспедиции, а также всячески поощрялась частная инициатива в этом деле. Правительственным указом 1720 г. представлялось всем предпринимателям отыскивать всякие руды и строить заводы и фабрики, как на своих землях, так и в новых, присоединенных к России, областях.
«Оставшиеся следы древних разработок меди, и выходы на поверхность самих руд в окружности Саянского форпоста, невольно должны были толкнуть местную администрацию на разработку в первую очередь меди». Для этой цели из Красноярского острога в 1732 году был командирован протоколист Андрей Соколовский. Им были организованы поисковые партии, открывшие на левой стороне реки Енисей, в 6-8 верстах от деревни Означенной, два медных месторождения: «Маинское» и «Уинское». В районе Саянского форпоста, вверх по реке Шунеры, в девяти верстах от ее устья, в 1732 году Андрей Соколовский приступил – но уже на правой стороне реки Енисей – к разработке еще одного месторождения медной руды, которое в последствии стало называться — «Соколовским». Но не имея ни средств, ни должных знаний и возможностей разрабатывать своими силами руду, Соколовский обратился «за помощью в козне», к горному начальству в городе Екатеринбург.
В 1735-1736 годах прибывший горный надзиратель из Екатеринбурга Егор Арцибашев – «трижды обследовал выявленные руды» Красноярского уезда и рапортовал в Горное управление об исключительной выгоде их эксплуатации. Егор Арцибашев приобрел у Соколовского его рудник за 300 рублей и приступил к разработке руды для будущего Луказкого завода. Он же первый поставил вопрос перед Екатеринбургом о присылке для заводских работ «ссыльных или горных жителей». Кроме того, Арцибашев предлагал приписать к намечаемым Луказкому и железоделательному на реке Ирба заводам «податное население Красноярского уезда».
В этот период другой предприимчивый рудознатец из Абаканского острога, кузнец Кассевич, начал добычу и плавку железа на реке Ирбе.
За поисками рудознатцев пристально следила казна.
Весь материал смотрите здесь