Сестра вышла на пенсию, чего никто не ожидал. Помогла пандемия. Работала она преподавателем. Очень хорошим преподавателем. настолько хорошим, что ни разу не взяла не только взятки - подарка. Нет, неправда, подарки пару раз брала, но только от бывших студентов, от тех, кто давно выучился и приехал навестить своего бывшего уже педагога. Мало того, когда к ней один раз подошли заочники и спросили (как само собой разумеющееся): "Елена Евгеньевна, сколько стоит у Вас зачет?", она разрыдалась, тем самым несказанно напугав студентов. И долго не могла успокоиться. Позвонила мне, продолжая рыдать, чем напугала уже меня. Трагедийность ситуации она мне объяснила так: "Значит, они могли подумать, что я могу взять". Пришлось долго объяснять, что не дети такие, жизнь такая, что многие преподаватели без "подхода" к ним старосты с группой даже разговаривать не будут. Мой сын, когда уже курсе на третьем их группа попала к ней на лекции по какому-то предмету (а она вела несколько предметов, т. к. имела, помимо педагогического, еще два образования), оценил: "Мам, если бы у нас все преподаватели такими были, весь курс учился бы на "отлично".
Работала не за страх и не за деньги, а за совесть, потом что нельзя назвать деньгами ее зарплату. Вырастить троих детей ей удалось только потому что муж более или менее прилично зарабатывал. Но дети выросли, муж умер, и работала она не столько потому, что пенсия, которую она заработала, честно отчисляя в ПФ много лет часть мизерной зарплаты, оказалась ожидаемо такой же мизерной, сколько потому, что просто не могла жить без своей работы. По крайней мере, ей так казалось. Терпела все: и крошечную зарплату, и сумасшедшие новшества, и многочисленные реформы. Перетерпела даже весеннюю дистанционку (которую пришлось вести с домашнего, старенького, глючного компьютера).
И вот грянула осень. И пошла вторая волна. Ввели комбинированное обучение - часть групп отправили на дистанционку, часть оставили на очном обучении. При этом расписание составить ориентированно на каждого преподавателя, естественно, невозможно. То есть сестра моя должна была утром отвести пару занятий дистанционно, с домашнего компьютера (потому что даже если бы она приехала на работу с утра, техникой всех преподавателей все равно не обеспечили), затем на такси быстро ехать в альма-матер, отвести там занятия, потом, вернувшись домой, продолжить дистанционное обучение и проверять выполненные практические задания. При этом преподавателей еще обязали дежурить на входе и проверять наличие масок у студентов, заставляя надевать их правильно и не впускать тех, у кого масок нет. И еще - дезинфицировать аудиторию антисептиками после занятий, т. к. уборщица просто не успевает. Надо ли говорить, что на такси как раз и уйдет львиная доля копеечной зарплаты не берущих взятки преподавателей. А дежурить на входе даже в маске для пожилых людей - безумный риск. Да и мыть аудиторию в возрасте достаточно сложно. Взвесив все и слегка всплакнув, сестра написала заявление. Благо, один из сыновей ей просто посчитал ту сумму, которая у нее останется от такси, и пообещал платить ей ее со своей зарплаты в качестве благодарности за возню с внуками.
Конечно, за сестру я рада. Такой спокойной и радостной, как после увольнения, я ее давно не видела. Но есть какой-то осадочек. Когда она пришла в отдел кадров, кадровики схватились за голову - оказывается, только за этот месяц подали заявление шесть преподавателей. Остались те, кто умеет халтурить. Иначе просто не выжить.
Похожая картина и в медицине. Двоюродный брат, работающий врачом в райцентре, сказал, что у них в районной больнице остался один терапевт. Один. А к ним едут со всех сел, потому что даже в очень крупных в селах больницы "оптимизировали", да и ФАПы не везде есть. Положение в райцентрах критическое. Но ведь и областном центре не намного лучше. Больницы переполнены, но, если количество койко-мест еще как-то увеличивают (за счет обычных стационаров), то врачей катастрофически не хватает. Привлекают уже студентов. А старички, которых еще не выдавила в платную медицину и на пенсию "оптимизация", не выдерживают такой нагрузки и просто увольняются по настоянию близких.
Уходит эпоха работавших не за страх и не за деньги, а за совесть.
Конечно, профессионалы есть и будут. В элитных клиниках и вузах. Но массовое качественное образование и качественная массовая медицина, похоже, уходят в прошлое. Вместе с теми людьми, на которых они держались.
Вот так пандемия, похоже, добила то, что еще оставалось после бесконечных реформ. Как говорила моя бабушка, "где тонко, там и рвется". Похоже, что истончили непродуманные реформы именно жизненно важные области - медицину и образование.