Тема зомби последнее время стала очень популярной для киноделов. Для большей части людей зомби – это что-то из первобытной мистики, что-то нереальное, чего на самом деле не бывает. Но есть целые страны и народы, для которых зомби и все связанное с ними более реально и актуально чем для нас наши лешие и кикиморы. Хотя сейчас в России вряд ли много осталось людей кто знает кто такой леший. Одной из стран, где зомби – это реальность, является Гаити. Зомби всего лишь один из элементов повседневной жизни гаитян. О том насколько серьезно к зомби относятся на Гаити свидетельствует то, что о зомби и зомбировании на полном серьезе рассуждают самые настоящие ученые физики, биологи и даже юристы. В подтверждение этого ниже я приведу рассуждения известного юриста антрополога Гаити Marie Florance JEAN PIERRE на тему отношения к зомбированию в гаитянской юриспруденции. Поехали.
Необходимо отметить, что зомбификация (или более привычное нам зомбирование) рассматривалась законоведами 19 века как покушение на жизнь человека путем отравления, способного спровоцировать состояние летаргии. Однако, в повседневной жизни гаитянина факты указывают на существование еще двух видов социального и культурного зомбирования, практикуемых, несмотря на существующие запреты. Это:
Зомбирование добровольное;
Зомбирование бытовое.
Зомбирование добровольное.
Добровольное зомбирование для индивида является одним из способов высвободить своего «маленького доброго ангела» (ангела – хранителя), чисто в целях самозащиты (или наоборот, спрятать свою душу в потустороннем мире). В данном случае человек может самостоятельно прибегнуть к помощи специалиста в данной сфере. Пройдя зомбирование, человек не будет проявлять никаких признаков физического или умственного расстройства. Он продолжит жить своей жизнью, просто теперь его не так-то легко будет достать, причинить ему вред. Такой тип зомбирования может применяться ко всем без разбора (нормальным, ненормальным, здоровым и больным, колдунам и прочим). Необходимо отметить, что при таком зомбировании не избежать определенного воздействия на человека, на его психику, так как специалист переводит его из живого состояния в состояние почти клинической смерти. Определенных ритуалов не избежать для облегчения проникновения в загробный мир.
Зомбирование бытовое
В отличие от добровольного зомбирования, к «бытовому» прибегают в основном, чтобы окружить защитой душу человека, состояние которого похоже на смерть, и направлено против того, кто человека в такое состояние ввел. К такому виду зомбирования чаще всего прибегают родственники жертвы (пострадавшего), суть которого заключается в том, чтобы как бы поместить душу умершего, или находящегося без сознания (в коме) в защитный кокон, во избежание негативного на нее воздействия недоброжелателей, использующих классическое зомбирование.
Разобравшись с нюансами, необходимо теперь определиться с юридическим статусом персоны или семьи, решивших осуществить бытовое зомбирование, если исходить из того, что зомбирование кого бы то ни было является криминальным актом, преследуемым как в уголовном, так и в социальном порядке. Следует отметить, что на сегодняшний день не существует каких-либо юридических положений на данную тему. Как поступать с теми, кто зомбирует, чтобы навредить и с теми, кто хочет защитить? Довольно затруднительный вопрос.
Самые смелые охотно выступили бы за необходимую самооборону. Как трактует уголовный кодекс Гаити необходимую оборону? Статьи 273 и 274 уголовного кодекса предписывают:
Не является преступлением или административным проступком ни убийство, ни ранения, ни прочие повреждения, которые были нанесены в связи с необходимостью защиты себя лично или другого лица (ст. 273).
Под случаями необходимой обороны понимаются следующие деяния:
Ели убийство было совершено, ранения причинены или иные повреждения (удары) были нанесены при отражении ночного нападения, взламывания ограждения, стен или входных дверей в дом, квартиру или в хозяйственные постройки. Если действия были совершены против лиц, совершающих кражу или грабеж с применением насилия (ст. 274)
Анализ нескольких ключевых слов приведенных выше статей уголовного кодекса позволит определить имеется ли какое - никакое соответствие между изучаемыми деяниями. Во-первых, необходимо подчеркнуть, что принцип самообороны, по определению, не влечет уголовную ответственность в случаях агрессии прямо описанных в статье 274. Далее следует понятие «текущая потребность в обороне», означающее, что оборона не может быть отложена на какое то время, но должна быть осуществлена лишь непосредственно в момент нападения. И наконец, имеется уточнение, что преступление ограничено кражей или грабежом в ночное время.
Теперь рассмотрим с точки зрения уголовного законодательства - каким образом можно приравнять к необходимой обороне бытовое зомбирование. Зомбирование как таковое более не подпадает под действие гаитянского уголовного законодательства. Кроме того, не существует никакой доктринальной базы, которая позволила бы очертить его правовые контуры. Поэтому понятие самообороны не может применяться к данному случаю. Бытовое зомбирование происходит после нанесенного удара. Физическая смерть жертвы уже констатирована. И речь идет всего лишь об ответных мерах против нападения, которое не предусмотрено юстицией – это мера защиты от любой попытки захвата души погибшего. Здесь не может применяться принцип «текущей необходимости обороны".
Точно так же классическое зомбирование, приравненное к отравлению, требует тщательной экспертизы и тонких методов подхода. Это требует времени. Никакой речи не может идти о ночных нападениях, взломах оград или стен в случае зомбирования (классического и/или бытового). Установленные параллели доказывают, что говорить о самообороне в случае бытового зомбирования нельзя.
Как же быть?
Необходимо понимать, что такие случаи, относящиеся к гаитянским культурным фактам и традиционной практике, ни в коем случае не могут рассматриваться через западные религиозные, моральные или правовые призмы. Колониальная парадигма, так сказать.
Поэтому бытовое зомбирование следует рассматривать как реакцию на ранее заложенное действие. Речь идет о движении силы и соотношении сил, некоторые из которых, в частности, позволяют немного сопоставить принципы. Это :
« Kou pou kou Bondye ri » (Шаг за шагом, Бог смеется (креольский язык)
« Baton w gen nan men w se ak li ou pare kou » (Палка у вас в руках и вы готовы)
« M gen baton nan menm pa ka kite chen vare sou mwen » (У меня такая же палка, не нужно спускать на меня собаку)
Бытовое зомбирование, рассматриваемое под таким углом, является действием направленным на нейтрализацию сил разрушения. Здесь слово «палка» может относиться к понятию силы или знания. Действующие лица используют одну и ту же силу, но с разной направленностью, разными целями. Одни, чтобы навредить, другие, чтобы нейтрализовать неблагоприятное воздействие. Речь идет о парадигме чисто вудуистской и любая иная интерпретация может серьезно исказить смысл. И необходимо понимать, что зомбирование может быть использоваться в позитивных целях или негативных в зависимости от места занимаемого действующим лицом. Нельзя даже говорить о мести, потому что речь идет о человеке или семье противостоящим непонятной, неизученной системе явлений.
Так что, как видите для гаитян такие понятия как зомби, зомбирование и все что с этим связано вовсе не пустой звук, не сказка, а реальная жизнь, тесно связанная со смертью и потусторонним миром. О некоторых проявлениях религии ВУДУ в гаитянской повседневной жизни и даже зомбировании европейцев миротворцев я писал в нескольких своих статьях.
Если понравилось, то прошу дать знать. Комментариям буду рад, адекватным и заинтересованным особенно. Если у кого то есть своя история, но нет своего канала, могу предоставить свой канал для публикации. Буду рад сотрудничеству.
Кстати, здесь можете прочитать о том, чем бывает страшно Вуду в Африке