Попал я тут в неприятную ситуацию. Ехал на дачу, зашел заправиться. Когда выходил из машины двигатель, конечно же, заглушил. Возвращаюсь обратно, поворачиваю ключ и ничего не происходит! Не то, чтобы машина не заводится, а вообще ни-че-го. Стартёр молчит. Кстати дело было Suzuki Jimny.
Начал вникать в логику происходящего.
Сразу отмечу, что весь наш канал ориентирован на то, чтобы научить вникать в проблему, основываясь на знаниях и понимании физики процесса. И вот думаю...Самое время и самому воспользоваться своей же идеологией :)
Итак...Что происходит, когда мы поворачиваем ключ зажигания?
Мы замыкаем цепь так называемого втягивающего реле на стартере, которое перемещает бендикс (или шестерню зацепления стартера и коленвала двигателя, чтобы завести) и одновременно замыкает силовые контакты на электрическом двигателе стартера. После замыкания стартер крутит. Всё это происходит в одно действие, а контакты в тяговом реле перемещается благодаря возникновению поля в катушке. Магнитное поле тянет сердечник. Потом машина заводится.
Что мы имеем в данном случае?
Цепь замкнулась. Об этом говорит появление на управляющем контакте втягивающего реле напряжения, которое я замерил мультиметром. Также видно, что идёт просадка бортовой сети. Лампы блекнут, когда ключ поворачивается. Реле и предохранители целые. Контакт в замке зажигания тоже целый. В теории, втягивающее реле может не замыкать силовые пятаки, чтобы прокрутить стартер. Но тогда почему нет вообще никакого звука? Тогда бендикс должен двигаться и пощелкивать и стартер должен щелкать. Это же касается и ситуации с износом щеток. Если вдруг контакта на якоре нет, то само-то втягивающее реле должно гудеть. В общем, визуально всё в порядке. Но не едет и стартер не крутит :)
Как же починить этот недуг?
Ведь нужно срочно ехать дальше.
Собственно, статью-то я хотел посвятить универсальному методу ремонта. О нем и поговорим.
Помните, в детстве (если вы росли в 85 -е и 90 -е годы) у вас наверняка был советский телевизор, по которому надо звездануть как следует, чтобы он заработал?
Вот и здесь такая же ситуация!
Для того, чтобы машина завелась, нужно было поворачивать ключ зажигания и одновременно аккуратно стучать по корпусу стартёра и по втягивающему реле. Для такого действия хорошо подходит вороток :)...
Что же происходит на физическом уровне?
Всё довольно просто. Есть такая фраза, что электрика - это наука о контактах. Вот и здесь у нас попросту где-то потерялся контакт.
Почему контакт теряется? Попала грязь, окислился контакты, отошел, ослабла пружинка крепления контакта. Поизносился или пригорел. Образовался нагар. Видите, как много разных неприятных агрессивных факторов.
На любой контакт воздействует множество агрессивных явлений - температура, грязь из окружающей среды, механические воздействия типа тряски или резонанса. А это коррозия и износ. Даже если по факту вы ничего не трогаете.
Тот же бендикс из-за грязи мог не ездить по валу и обратная часть пятака не доставала до силовых контактов. Могли залипнуть щетки на якоре стартера, но тогда было бы пощекливание бендикса.
Вариантов миллион!
А какой из них был в данном случае? Скорее всего, из-за грязи и похолодания на валу стартеру закисла грязь и силы втягивающего реле не хватало, чтобы протолкнуть бендикс. От того его жопка не замыкала силовые контакты. Вот и выглядело, что оно как бы всё нормально, но ничего нет.
Что случилось в итоге? Мы не угадаем :) Если нет однозначного повреждения, а есть этакий блуждающий глюк.
Важно, что машина завелась в итоге. Значит постукивания дали контакту зацепиться и мы поехали дальше.
По той же причине и старые телевизоры тупили, пока не ударишь его кулаком. Там ещё были лампы :) В лампах так вообще вопрос контактов мега-критичен.
По той же причине люди, работающие с компьютером любят пинать системный блок ногой :)
Кстати говоря, методика срабатывает и на чисто механических деталях. Те же хабы могут не войти в зацепление или не выйти из него. Тогда самое время применить постукивания :)
Само собой, методика "постучали и поедем" сработает не всегда. Само собой, считать её полноценным ремонтом нельзя. Если вот такой недуг случился с вашим стартером, то его нужно как минимум, перебрать и прочистить. Само собой, что если тупит компьютер не нужно его пинать изо всех сил. Это бесполезно. А ещё такие постукивания могут окончательно добить систему. Но если вы вдруг оказались на трассе, а ехать дальше нужно, и терять-то уже нечего. Всё равно машина встала. Попробуйте прежде, чем вызывать эвакуатор, постучать по стартёру ;)
А ещё эта методика частенько помогает подлечить генератор.
Так что, всегда используйте метод постукивания, если заметили фантомный глюк в подобном устройстве. Авось получится доехать или поиспользовать нужный прибор.