Найти тему
Диптаун

Трагическая судьба Павла Артемьевича Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни". Почему его образ нам так близок.

Про этот фильм уже столько написано. Цитаты героев из этого фильма стали народным достоянием. Он стал культовым и поистине любимым всеми, и даже не только в нашей стране и на постсоветском пространстве. Однажды я прочитал, про одного немецкого предпринимателя навсегда покоренного этим фильмом. Он в интервью рассказал, что принимая решение по работе с новым партнером, всегда находил тот или иной повод показать ему фильм "Белое солнце пустыни". И принимал окончательное решение о сотрудничестве только убедившись, что этот фильм вызывал у человека схожие с его собственными эмоции..

Я не могу припомнить больше кинокартины, где один из главных персонажей появился бы впервые в кадре только спустя 30 минут после начала фильма. Появился и навсегда покорил сердца миллионов зрителей. Почему именно образ Верещагина стал так близок и любим нами. Отчего так близко к сердцу воспринимаем мы судьбу Павла Артемьевича, на уровне инстинкта, не всегда даже отдавая себе отчет почему, идентифицируя его - как абсолютно НАШЕГО.

Я постараюсь собрать и обобщить всю информацию о жизни Верещагина отталкиваясь от тех крупиц информации, которые даёт нам фильм. И возможно это даст нам ключ к пониманию его характера и нашей безграничной народной любви к его образу.

Белый домик бывшей царской таможни на берегу моря среди песков. Маленький оазис внешне благополучной жизни. Ухоженный сад, горланящие павлины, осетры в бассейне. Петруху втаскивают через окно в дом и мы впервые знакомимся с бывшим начальником местной царской таможни. "- Ты в чей дом забрался?!!! Отвечааай!! Ты что?? Не слыхал про Верещагина?..... Дожил...Было время, в этих краях каждая собака меня знала.. вооооот так держал!! А щас забыли..". Иногда даже интонации могут многое сказать. Вслушайтесь сколько искренней, глубокой почти детской обиды прозвучало в голосе, когда его не узнали.. Сколько горечи было вложено в это слово "дожил"..

Это реакция человека который живет воспоминаниями о прошлом. Том прошлом, в котором он был НУЖНЫМ, в котором от него зависело многое и многие и в котором его "знала каждая собака". При этом речь не идет о его стремлении к власти как таковой.. мне кажется скорее он тоскует о разрушенном порядке который он когда- то установил и которого теперь нет. Первый раз в этой сцене мы видим на стене фотографию Верещагина и его жены. Но пока ее показывают в скользь.. мы еще не можем всмотреться в нее. Эта сцена первой встречи с Верещагиным длиться чуть больше одной минуты (не считая нескольких секунд, когда он наблюдает за Петрухой из-за половинки ставней). Но нас уже пробирает что- то грустно ностальгическое и мы уже пропадаем под обаяние этого человека. В огромной степени этому способствует звучащие аккорды гениальной музыка Шварца. Эти звуки просто цепляют сердце. Мы еще практически не знаем Верещагина.. но мы уже чувствуем - он хороший человек. А спустя несколько минут эти интуитивные ощущения превращаются в абсолютную, ничем и никогда уже невозможную изменить убежденность! Разве можно представить что-то более традиционно извечно и навечно более русское, чем вот эта предстающая нашему взору картина:

Где- то в мире еще возможно такое? Забирается к тебе во двор человек чужой с винтовкой, а через час устроившись на полу среди остатков закуски вы уже добиваете четверть самогона обнимаясь и распевая песни испытывая вселенскую приязнь уже переходящую в любовь к ближнему. У каждого из нас в жизни хоть один раз были вот такие посиделки и в этом плане ничего не изменилось в нас за эти 100 лет. Мы ощущаем связь традиций, и от того, что они не изменились за век еще сильнее проникаемся симпатией к этому человеку. Через несколько секунд мы узнаем и один из критериев которым руководствуется в своей жизни Павел Артемьевич составляя мнение о незнакомом человеке. Он не любит трусов. Он предпочитает видеть рядом с собой людей себе под стать. Людей со "стальными яйцами", как сейчас сказали бы. И дымящийся бикфордов шнур в динамитной шашке вместо спичек что бы прикурить - это его тест. И это тоже говорит о его характере-человек с низкими душевными качествами скорее предпочел бы видеть возле себя людишек трусливых с еще более незначительными достоинствами. И этот его поступок тоже идеально укладывается в наш взгляд на мир. Мы и к своей жизни относимся по большей части наплевательски, ( чего уж тут говорить о жизни других) подчас рискуя ею не из-за чего. Это вообще можно сказать наша традиционная забава: перебежать на красный свет дорогу, на спор прыгнуть куда-нибудь или с чего-нибудь рискуя сломать шею, или выпить две бутылки водки заранее предполагая возможность летального исхода. Товарищ Сухов этот тест прошел. Последующий их разговор с Верещагиным очень важен- мы узнаем много подробностей о нем. Но первое что мы видим, это крупным планом фотография, на которой молодой Верещагин снят в военной форме с двумя офицерскими георгиевскими крестами, вместе с супругой.

-2

Так мы узнаем, что таможенником он был не всегда. До этого он был армейским офицером. Он воевал и воевал судя по двум георгиям очень храбро. Нигде нет указания на какой войне Павел Артемьевич заслужил эти ордена. На фотографии он выглядит лет на 35-40 а в фильме, действия которого происходит в начале 20-х годов ему мне кажется прилично за 50. Скорее всего он участвовал и в Русско-Японской компании и ордена оттуда. Точно известно, что он был на Германской войне, получил ранение, лечился в Царицыне, где его навещала Анастасия. После этого опять вернулся на фронт, но вскоре по какой-то причине вернулся окончательно и служил в департаменте таможенных сборов до краха Российской империи.

Разговор Сухова и Павла Артемьевича не смотря на вызывающий улыбку антураж, полон драматизма. Давайте вслушаемся. Сухов просит пулемет. Верещагин отвечает с тоской -ушедшей в народ фразой : "- была у меня таможня, были контрабандисты..." .. и далее - "мне ведь все равно , что белые, что красные, что Абдулла, что ты.. С Абдуллой у меня мир." В этом месте возникает ощущение, что Верещагин не искренен. Насчет белых и красных может быть это и правда, но насчет Абдуллы?!!! Не может такого быть..!! Верещагин профессиональный таможенник, он много лет боролся с такими как Абдулла, это у него в крови и он не может просто в силу качеств своего характера быть равнодушным к его бесчинствам, даже заключив нейтралитет. И Верещагин тут же подтверждает это своей фразой - " Вот если бы я с вами пошел.." и в этот момент становится понятно, насколько обрыдла ему эта тихая, размеренная жизнь... как хочется ему вновь услышать свист пуль, ощутить дух здорового авантюризма, снова почувствовать себя молодым и полным сил и желаний!! -" А пойдемте ребята..!". Не знаю уместно ли, но так и просится на язык фраза " Встрепенулся как старый боевой конь при звуках трубы" И только впервые в этот момент увидев лицо и глаза жены Верещагина, мы понимаем ради кого он наступил на горло собственной песне и заключил перемирие с Абдуллой. Кто удерживал его все последние годы в этом дворике и чувствуем насколько он любит свою жену, раз ради нее пошел на то, что обессмысливало его жизнь. Эта была его жертва ради любимой женщины. Их чувства взаимны, это настолько становится понятно и когда слышишь ее голос "Ты что говорил?!.. Ты какие клятвы давал?!.. Сдурел на старости лет!" За этими словами и потом за ее мольбами о прощении чувствуется такая боль!! Такой ужас от возможности потерять самого близкого и любимого человека, что когда Верещагин произносит знаменитую фразу -" Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.",- никто не может осудить его за это, кроме Сухова, но его ситуацию понять можно.

История Верещагина и Анастасии это отдельная, очень тонко рассказанная в фильме тема. Мы не знаем подробно историю их жизни, но некоторые моменты нам дают узнать.

Она была в юности сестрой милосердия, на одной из фотографий мы видим ее среди персонала военного госпиталя.

-3

Мне почему-то кажется что эту фотографию показали не случайно, что существует намек, что они познакомились либо на той Русско-Японской войне, либо может быть в том госпитале, где она ухаживала за раненными и куда мог попасть Верещагин. Мы знаем о трагедии в их семье они потеряли маленького ребенка, который похоронен в Астрахани.

-4

Наверно поэтому Верещагин так по отечески отнесся к Петрухе. Анастасия очень любит своего мужа. В изначальном сценарии фильма, после гибели Верещагина она сходит с ума.

И все-таки судьба настигает их.. Заставив мужа избавиться в море от оружия и боеприпасов, в которых она видит угрозу их спокойной жизни, Анастасия сама того не желая делает так, что Верещагин узнает о гибели Петрухи и видит как готовятся сжечь Сухова и гарем. А окончательную точку невозврата к прошлой жизни ставит, думаю сам того не понимая Абдулла, плевком в лицо бросив ему с издевкой фразу: "Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?".

Ему очень тяжело дается решение заставить страдать и мучаться любимую жену, но поступить по другому он уже не может. Он уходит. Верещагин принимает последний бой на баркасе и перед тем, как его душа унеслась на небеса он успел сказать свою бессмертную фразу, "Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно." Эта фраза стала для всех нормальных людей, любящих свою страну системой распознавания свой-чужой. В этих нескольких словах определён наш национальный код. Держава, Россия - она превыше всего. И именно благодаря людям с такими убеждениями Россия до сих пор существует..

Павел Артемьевич Верещагин.. один из миллионов осколков погибшей империи, но оставшийся преданный родине, и который не нужен новому миру со своим понятием долга и чести. Домик на берегу моря затерянный в песках.. воспоминание о прошлом, опостылевшие павлины.. и единственный близкий человек оставшийся в этом мире - любимая жена. Но когда зло начинает торжествовать - он не может отсидеться, он, как настоящий русский, поднимается и идет сражаться навстречу смерти..

Таким мы его навсегда и запомним.

                     Павел Артемьевич Верещагин_______________ Павел Борисович Луспекаев
Павел Артемьевич Верещагин_______________ Павел Борисович Луспекаев

P.S. Михаил Дмитриевич Поспелов, послуживший прототипом образа Верещагина в фильме "Белое солнце пустыни", всю оставшуюся жизнь верно служил СССР. Умер в 1962 году.

Михаил Поспелов
Михаил Поспелов

Интересный и подробный рассказ о нём - тут

Благодарю всех кто потратил время на моем канале.

Вы можете подписаться на канал.

Вы можете лайкнуть или дизлайкнуть этот текст и выразить свое отношение к нему.