Про этот фильм уже столько написано. Цитаты героев из этого фильма стали народным достоянием. Он стал культовым и поистине любимым всеми, и даже не только в нашей стране и на постсоветском пространстве. Однажды я прочитал, про одного немецкого предпринимателя навсегда покоренного этим фильмом. Он в интервью рассказал, что принимая решение по работе с новым партнером, всегда находил тот или иной повод показать ему фильм "Белое солнце пустыни". И принимал окончательное решение о сотрудничестве только убедившись, что этот фильм вызывал у человека схожие с его собственными эмоции..
Я не могу припомнить больше кинокартины, где один из главных персонажей появился бы впервые в кадре только спустя 30 минут после начала фильма. Появился и навсегда покорил сердца миллионов зрителей. Почему именно образ Верещагина стал так близок и любим нами. Отчего так близко к сердцу воспринимаем мы судьбу Павла Артемьевича, на уровне инстинкта, не всегда даже отдавая себе отчет почему, идентифицируя его - как абсолютно НАШЕГО.
Я постараюсь собрать и обобщить всю информацию о жизни Верещагина отталкиваясь от тех крупиц информации, которые даёт нам фильм. И возможно это даст нам ключ к пониманию его характера и нашей безграничной народной любви к его образу.
Белый домик бывшей царской таможни на берегу моря среди песков. Маленький оазис внешне благополучной жизни. Ухоженный сад, горланящие павлины, осетры в бассейне. Петруху втаскивают через окно в дом и мы впервые знакомимся с бывшим начальником местной царской таможни. "- Ты в чей дом забрался?!!! Отвечааай!! Ты что?? Не слыхал про Верещагина?..... Дожил...Было время, в этих краях каждая собака меня знала.. вооооот так держал!! А щас забыли..". Иногда даже интонации могут многое сказать. Вслушайтесь сколько искренней, глубокой почти детской обиды прозвучало в голосе, когда его не узнали.. Сколько горечи было вложено в это слово "дожил"..
Это реакция человека который живет воспоминаниями о прошлом. Том прошлом, в котором он был НУЖНЫМ, в котором от него зависело многое и многие и в котором его "знала каждая собака". При этом речь не идет о его стремлении к власти как таковой.. мне кажется скорее он тоскует о разрушенном порядке который он когда- то установил и которого теперь нет. Первый раз в этой сцене мы видим на стене фотографию Верещагина и его жены. Но пока ее показывают в скользь.. мы еще не можем всмотреться в нее. Эта сцена первой встречи с Верещагиным длиться чуть больше одной минуты (не считая нескольких секунд, когда он наблюдает за Петрухой из-за половинки ставней). Но нас уже пробирает что- то грустно ностальгическое и мы уже пропадаем под обаяние этого человека. В огромной степени этому способствует звучащие аккорды гениальной музыка Шварца. Эти звуки просто цепляют сердце. Мы еще практически не знаем Верещагина.. но мы уже чувствуем - он хороший человек. А спустя несколько минут эти интуитивные ощущения превращаются в абсолютную, ничем и никогда уже невозможную изменить убежденность! Разве можно представить что-то более традиционно извечно и навечно более русское, чем вот эта предстающая нашему взору картина:
Где- то в мире еще возможно такое? Забирается к тебе во двор человек чужой с винтовкой, а через час устроившись на полу среди остатков закуски вы уже добиваете четверть самогона обнимаясь и распевая песни испытывая вселенскую приязнь уже переходящую в любовь к ближнему. У каждого из нас в жизни хоть один раз были вот такие посиделки и в этом плане ничего не изменилось в нас за эти 100 лет. Мы ощущаем связь традиций, и от того, что они не изменились за век еще сильнее проникаемся симпатией к этому человеку. Через несколько секунд мы узнаем и один из критериев которым руководствуется в своей жизни Павел Артемьевич составляя мнение о незнакомом человеке. Он не любит трусов. Он предпочитает видеть рядом с собой людей себе под стать. Людей со "стальными яйцами", как сейчас сказали бы. И дымящийся бикфордов шнур в динамитной шашке вместо спичек что бы прикурить - это его тест. И это тоже говорит о его характере-человек с низкими душевными качествами скорее предпочел бы видеть возле себя людишек трусливых с еще более незначительными достоинствами. И этот его поступок тоже идеально укладывается в наш взгляд на мир. Мы и к своей жизни относимся по большей части наплевательски, ( чего уж тут говорить о жизни других) подчас рискуя ею не из-за чего. Это вообще можно сказать наша традиционная забава: перебежать на красный свет дорогу, на спор прыгнуть куда-нибудь или с чего-нибудь рискуя сломать шею, или выпить две бутылки водки заранее предполагая возможность летального исхода. Товарищ Сухов этот тест прошел. Последующий их разговор с Верещагиным очень важен- мы узнаем много подробностей о нем. Но первое что мы видим, это крупным планом фотография, на которой молодой Верещагин снят в военной форме с двумя офицерскими георгиевскими крестами, вместе с супругой.
Так мы узнаем, что таможенником он был не всегда. До этого он был армейским офицером. Он воевал и воевал судя по двум георгиям очень храбро. Нигде нет указания на какой войне Павел Артемьевич заслужил эти ордена. На фотографии он выглядит лет на 35-40 а в фильме, действия которого происходит в начале 20-х годов ему мне кажется прилично за 50. Скорее всего он участвовал и в Русско-Японской компании и ордена оттуда. Точно известно, что он был на Германской войне, получил ранение, лечился в Царицыне, где его навещала Анастасия. После этого опять вернулся на фронт, но вскоре по какой-то причине вернулся окончательно и служил в департаменте таможенных сборов до краха Российской империи.
Разговор Сухова и Павла Артемьевича не смотря на вызывающий улыбку антураж, полон драматизма. Давайте вслушаемся. Сухов просит пулемет. Верещагин отвечает с тоской -ушедшей в народ фразой : "- была у меня таможня, были контрабандисты..." .. и далее - "мне ведь все равно , что белые, что красные, что Абдулла, что ты.. С Абдуллой у меня мир." В этом месте возникает ощущение, что Верещагин не искренен. Насчет белых и красных может быть это и правда, но насчет Абдуллы?!!! Не может такого быть..!! Верещагин профессиональный таможенник, он много лет боролся с такими как Абдулла, это у него в крови и он не может просто в силу качеств своего характера быть равнодушным к его бесчинствам, даже заключив нейтралитет. И Верещагин тут же подтверждает это своей фразой - " Вот если бы я с вами пошел.." и в этот момент становится понятно, насколько обрыдла ему эта тихая, размеренная жизнь... как хочется ему вновь услышать свист пуль, ощутить дух здорового авантюризма, снова почувствовать себя молодым и полным сил и желаний!! -" А пойдемте ребята..!". Не знаю уместно ли, но так и просится на язык фраза " Встрепенулся как старый боевой конь при звуках трубы" И только впервые в этот момент увидев лицо и глаза жены Верещагина, мы понимаем ради кого он наступил на горло собственной песне и заключил перемирие с Абдуллой. Кто удерживал его все последние годы в этом дворике и чувствуем насколько он любит свою жену, раз ради нее пошел на то, что обессмысливало его жизнь. Эта была его жертва ради любимой женщины. Их чувства взаимны, это настолько становится понятно и когда слышишь ее голос "Ты что говорил?!.. Ты какие клятвы давал?!.. Сдурел на старости лет!" За этими словами и потом за ее мольбами о прощении чувствуется такая боль!! Такой ужас от возможности потерять самого близкого и любимого человека, что когда Верещагин произносит знаменитую фразу -" Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.",- никто не может осудить его за это, кроме Сухова, но его ситуацию понять можно.
История Верещагина и Анастасии это отдельная, очень тонко рассказанная в фильме тема. Мы не знаем подробно историю их жизни, но некоторые моменты нам дают узнать.
Она была в юности сестрой милосердия, на одной из фотографий мы видим ее среди персонала военного госпиталя.
Мне почему-то кажется что эту фотографию показали не случайно, что существует намек, что они познакомились либо на той Русско-Японской войне, либо может быть в том госпитале, где она ухаживала за раненными и куда мог попасть Верещагин. Мы знаем о трагедии в их семье они потеряли маленького ребенка, который похоронен в Астрахани.
Наверно поэтому Верещагин так по отечески отнесся к Петрухе. Анастасия очень любит своего мужа. В изначальном сценарии фильма, после гибели Верещагина она сходит с ума.
И все-таки судьба настигает их.. Заставив мужа избавиться в море от оружия и боеприпасов, в которых она видит угрозу их спокойной жизни, Анастасия сама того не желая делает так, что Верещагин узнает о гибели Петрухи и видит как готовятся сжечь Сухова и гарем. А окончательную точку невозврата к прошлой жизни ставит, думаю сам того не понимая Абдулла, плевком в лицо бросив ему с издевкой фразу: "Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?".
Ему очень тяжело дается решение заставить страдать и мучаться любимую жену, но поступить по другому он уже не может. Он уходит. Верещагин принимает последний бой на баркасе и перед тем, как его душа унеслась на небеса он успел сказать свою бессмертную фразу, "Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно." Эта фраза стала для всех нормальных людей, любящих свою страну системой распознавания свой-чужой. В этих нескольких словах определён наш национальный код. Держава, Россия - она превыше всего. И именно благодаря людям с такими убеждениями Россия до сих пор существует..
Павел Артемьевич Верещагин.. один из миллионов осколков погибшей империи, но оставшийся преданный родине, и который не нужен новому миру со своим понятием долга и чести. Домик на берегу моря затерянный в песках.. воспоминание о прошлом, опостылевшие павлины.. и единственный близкий человек оставшийся в этом мире - любимая жена. Но когда зло начинает торжествовать - он не может отсидеться, он, как настоящий русский, поднимается и идет сражаться навстречу смерти..
Таким мы его навсегда и запомним.
P.S. Михаил Дмитриевич Поспелов, послуживший прототипом образа Верещагина в фильме "Белое солнце пустыни", всю оставшуюся жизнь верно служил СССР. Умер в 1962 году.
Интересный и подробный рассказ о нём - тут
Благодарю всех кто потратил время на моем канале.
Вы можете подписаться на канал.
Вы можете лайкнуть или дизлайкнуть этот текст и выразить свое отношение к нему.