Найти в Дзене
История и культура Евразии

Был ли верховный Бог у славян в дохристианский период?

Оглавление

Основным догматом в представлении о религии у древних славян является его политеизм (многобожие):

«В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварга, солнцу под именем Дажьбога, Хорса, Велеса, грома и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам природы. Общественное богослужение еще не установилось, и даже в последние времена язычества видим только слабые его зачатки. Не заметно ни храмов, ни жреческого класса…» - Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Ростов н/Д., 2000. Кн. I. С. 108
Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 [25] мая 1911, Москва) — русский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 [25] мая 1911, Москва) — русский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Но политеизм не был распространен среди всех славян. Некоторыми исследователями выдвигались предположения, что среди славян наряду с политеизмом был распространен и монотеизм (единобожие).

Так Прокопий Кессарийский писал о том, что анты считают, «что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».

Через несколько столетий уже немецкий миссионер Гельмонд, принимавший активное участие в христианизации балтских славян, писал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога (выделено авт.), господствующего над другими в небесах». Таким образом, два независящих друг от друга автора, один — византиец, другой — немец, но оба христиане, хорошо разбиравшиеся в теологических тонкостях, пишут об одном и том же — о монотеизме восточных и балтских славян - монография Е.Климова К ВОПРОСУ О ВЕРХОВНОМ БОГЕ В ПАНТЕОНЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Арабские источники уже конкретизируют кому поклонялись древние славяне.

Ибн-Руст: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем… Случается, что они приказывают принести жертву творцу (выделено авт.) их тем, чем пожелают… И все они поклоняются огню… Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: “Господи (выделено авт.), ты, который снабжал нас пищей”». В сочинении «Худут ал-Алам» говорится: «Все они огнепоклонники». Гардизи пишет: «И на струнных инструментах они играют при сжигании мертвого и говорят: “Мы веселимся, ибо милость божия (выделено авт.) сошла на него”». У Тахира ал-Марвази читаем: «…и сжигают своих мертвых, ибо они поклоняются огню». Ибн-Фадлан: «Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: “О, мой господь...” - монография Е.Климова К ВОПРОСУ О ВЕРХОВНОМ БОГЕ В ПАНТЕОНЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

То есть славяне были огнепоклонниками. Что сразу и отметили арабские источники, знакомые с культом зороастрийцев.

Но кто был Бог-Творец у славян? Как такового высшего бога в славянском пантеоне не известно. Отдельные боги возводились в ранг высших по воле князей, как было с Перуном при Владимире. Но все они в принципе были просто старшими богами.

Скорее всего разгадка тут на поверхности. Само понятие Бог, которое уже использовалось славянами и есть название верховного Творца. В Повести временных лет это понятие было выделено отдельно в главе о русско-византийских договорах:

«Аще ли тех самых (условий) преже реченных не схъраним... да имеем клятву от Бога в нъ же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».

Это индоевропейское понятие пришло к славянам в ходе контактов с сарматами, являвшимися ираноязычными племенами.

Русское слово «бог» (<*bogъ) имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому baga и санскритскому bhagas — «податель благ». С другой стороны, оно тесно связано с достаточно древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение «богатство» — *bogatъ, *ubogъ, а через неё — с индоевропейской лексикой, обозначающей доля, делить, получать долю, наделять - Википедия

При этом выражением Бога-Творца у славян считался Огонь и его персонификация в образе Солнца. На это указывают найденные археологами места для жертвенного огня в древнерусских храмах.

В 1975 г. в Киеве был раскопан храм, построенный великим князем Владимиром I. Его конструкция состояла из шести оснований (диаметром от 0,8 м до 1,8 м), на которых, как предположил Б. А. Рыбаков, были установлены идолы шести верховных богов. В нескольких метрах к югу от основного фундамента находилось самое большое (3 м в диаметре) основание, предназначенное для жертвенного огня - Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 440
-2

Таким образом у славян в дохристианский период было понятие верховного Бога-творца, которое отделялось от верховных богов. Славяне его персонифицировали как Бога и он скорее всего считался сущностью, объединяющей все живое на Земле.