UPD: с 13 ноября 2020 года в связи с эпид. обстановкой выставка приостановила свою работу на неопределённый срок. Статья была опубликована, когда экспозиция ещё работала.
"Я, Энди Уорхол" - именно с таким амбициозным названием открылась выставка художника в Москве.
Уорхол был неординарной личностью, и картины его тоже необычные.
"И что в этом такого особенного?", "что это за вкусовщина!?" - скажете вы. Но с современным искусством не всё так просто.
Если вы:
- считаете что после импрессионистов искусство умерло;
- убеждены, что Верещагин, Левитан и Репин - это живопись, а вот это вот всё - постеры на стену, не более;
- не очень понимаете, что такое поп-арт и концептуализм, но хотите разобраться,
- всё вышеперечисленное вам ясно и понятно, и вы хотите воочию увидеть творения мастера,
то вам точно надо идти на эту выставку!
Ну или остаться здесь, будем разбираться вместе.
Да что он о себе возомнил?!
Это сегодня яркий неоновый плакат или скульптура из консервных банок никого не удивят. А теперь представьте, какая реакция была у людей в 50-60-е годы 20 века. Шок! Потрясение!
Как иногда случается с талантливыми людьми, Уорхол был человеком, с поехавшей кукухой, опередившим своё время.
Он точно подметил зарождающееся стремление к массовому потреблению и выразил это в своих картинах.
А ещё Уорхол снимал кино. Только оно было очень странным. Например, фильм "Эмпайр", в котором в течение 8 (!) часов в замедленной съёмке показано здание Эмпайр Стейт Билдинг.
Или того лучше: 5-часовая лента "Спи", где всё это время вы смотрите на спящего человека. В 1964 году на премьере было девять зрителей, семь из которых досмотрели фильм до конца.
Только вот теперь, десятки лет спустя, мы знакомы с таким явлением как стрим - когда люди включают прямые трансляции своей жизни - как они едят, убираются, играют в компьютерные игры. А люди по всему миру это смотрят...
Кому это вообще нужно?!
Нужно. Картины Уорхола только растут в цене и продаются на аукционах за десятки миллионов долларов. Его работы мечтают заполучить крупнейшие музеи мира и самые отчаянные коллекционеры.
Средние аукционные цены на работы Уорхола растут в два раза быстрее, чем цены на современное искусство в целом.
Всё это потому, что творчество Уорхола сегодня актуально не меньше (если не больше), чем в 60-е.
О выставке
Организаторы позаботились о том, чтобы посетители смогли лучше постичь неоднозначную натуру художника. Для этого они погружают нас в атмосферу творческой мастерской Уорхола.
Его студия не была местом уединения, чтобы творить. Это было целое здание на Манхэттене, "Фабрика", где художник устраивал модные тусовки и в прямом смысле штамповал свои произведения.
А ещё художник считал, что лица знаменитостей должны быть идеальными. Он ретушировал снимки, доводя контуры лица и гладкость кожи до совершенства. Вот значит, откуда ноги у фотошопа растут:)
Интерьер выставки выдержан в серебристых тонах не случайно: помещения легендарной "Фабрики" были выкрашены серебряной краской.
Вот небольшой ролик, так нягляднее. В экспозиции также воссоздали знаменитую инсталляцию "Серебряные облака". Догадаетесь, где она в ролике?:)
Не успела выставка открыться, как тут же пошли разговоры, что вовсе не оригиналы нам показывают. Но организаторам это только на руку: что это за Уорхол без хоть какого-нибудь скандальчика?
Если будете в Москве до 10 января 2021 года, советую сходить. На выставке можно загрузить бесплатный аудиогид, где повествование ведётся от первого лица.
"Поп-арт - это для всех. Я не думаю, что искусство должно быть только для избранных."
Энди Уорхол.
Фотографии и видео предоставлены Анной Варшавской (@manifique_lionelle) и опубликованы с её согласия.
Мои другие публикации об искусстве:
Рон Мьюек - гиперреализм в скульптуре;
Густав Вигеланд и его парк скульптур в Осло.
Подписывайтесь на канал, чтобы читать интересные публикации!