Найти в Дзене

Плохая война. Битва при Дорнахе.

На фоне не слишком удачных для Габсбургов Итальянских войн 1494 – 1504 годов, будущий Император Священной Римской империи Максимилиан I запустил процесс реформ, направленных на объединение государства и централизацию власти. Однако, реформы так и не были доведены до конца. Мало того, они закрепили политическую раздробленность Империи и только усилили центробежные тенденции. Территориальные союзы земель и городов, формально признавая верховенство Императора, в своей внутренней и внешней политике стали всё больше ориентироваться на свои интересы.

Швейцарская конфедерация, сразу же после запуска реформ, начала политический дрейф в сторону Франции, являвшейся злейшим врагом Империи. Этому способствовали многочисленные договоры о военной помощи, заключённые швейцарцами с французскими королями.

В начале 1499 г., король Людовик XII, не упускавший ни единого шанса нагадить Габсбургам, отметился дружеским жестом, прислав швейцарцам «восемь великих пушек (бомбард), 300 бронзовых ядер, две тысячи тяжёлых арбалетных болтов, различный шанцевый инструмент, оборудование и артиллерийских специалистов. Оружие и снаряжение перевозилось на 270 лошадях.»

Император Священной Римской империи германской нации Максимилиан I  Габсбург
Император Священной Римской империи германской нации Максимилиан I Габсбург

Присутствие французов в мягком подбрюшье Германии, серьёзно ослабляло влияние Максимилиана I на юге Империи и ставило под угрозу безопасность Швабии и Австрии. В ответ на недружественные шаги, Максимилиан I решил военной силой привести к порядку Швейцарскую конфедерацию, подавив сепаратизм и укрепив личную власть в регионе.

Выразителем королевской воли в конфликте, выступал Швабский союз – объединение южногерманских князей и городов. Правда, участники союза не горели желанием взвалить на себя тяготы войны, а особенно её оплачивать. Часть князей, вообще отказалась выступать в поход. Более воинственные участники союза, требовали имперского финансирования, при этом, особо подчёркивая, что готовы выполнять только вспомогательные задачи.

В конце января 1499 г. Швабский союз официально объявил войну Швейцарской конфедерации. Номинальным командующим армией союза считался король Максимилиан I. На местах, имперские войска поступили под начало фельд-капитанов графа Генриха фон Фюрстенберга и Фридриха Каппеллера (Кеплера).

Имея за спиной Империю, Швабский союз должен был выставить в поле довольно представительные силы. Однако, на содержание войск не было выделено ни денег, ни припасов. Наёмники массово разбегались, отказывались идти в бой без оплаты и, что хуже всего, имели наглость требовать деньги за месяц вперёд, понимая, что наниматель не способен выполнять обязательства.

Естественно, что в таких условиях, о ведении какой-то серьёзной военной кампании не могло быть и речи. Имперские силы были вынуждены втянуться в «плохую войну» - набеговые действия, с целью добычи припасов и попутного опустошения неприятельской территории в целях личной наживы. Несколько месяцев война бушевала вдоль всей северо-восточной границы Швейцарской конфедерации. В феврале-апреле 1499 г. швейцарцам удалось нанести ряд поражений имперским силам в сражениях при Харде, Брудерхольце, Швадерлохе, Фрастанце и Кальвене.

Так, в начале апреля 1499 г. швабские наёмники разорили и сожгли деревни Эрматинген, Трибольтинген и Бах. Сильно напившись и нагрузившись награбленным добром (трофеи везли даже на артиллерийских орудиях), мародёры двинулись в Констанц.

Эх ! Не такой войны мы ждали !!!
Эх ! Не такой войны мы ждали !!!

На лесной дороге, вблизи Швадерлоха, растянувшийся отряд попал в засаду. Швабы попытались организовать оборону, зарядив пушки и аркебузы. Но пьяные артиллеристы даже не смогли попасть в плотные баталии наступающих. Поле боя заволокло пороховым дымом от беспорядочной стрельбы. Мародёры не выдержали удара проявившихся из дыма швейцарцев и в панике бежали к Боденскому озеру, в котором многие потонули. Пленных швейцарцы не брали.

Имперские войска безнадёжно уступали противнику. Фельд-капитан Фюрстенберг буквально засыпал Максимилиана I просьбами о выделении подкреплений, припасов, денег и ещё раз, денег. Казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки – в действующую армию были направлены роты Бургундской гвардии. Однако, по прибытии, элитные части оказалась толпой поиздержавшихся в пути оборванцев, не имевших ни доспехов, ни снаряжения, ни денег. Вместо того, чтобы влиться в ряды войска, гвардейцы потребовали время для отдыха, сославшись на крайнее истощение.

К маю 1499 г. положение имперских войск начало налаживаться. Численность сил графа Фюрстенберга достигла около 14 тыс. опытных солдат, в том числе до 2 тыс. кавалеристов. С такими молодцами можно было начинать серьёзное дело.

-5

Основу армии составили императорские войска – Бургундская гвардия, численностью около 1100 всадников и роты ландскнехтов – наёмной пехоты, набранной в личном домене Максимилиана I, так называемый «немецкий ответ» швейцарским клятвопреступникам. Войска были сильно разбавлены контингентами голландских и швабских наёмников, а также отрядами немецких и австрийских рыцарей. Кроме того, к концу XV века повсеместным тактическим элементом на поле боя стала полевая артиллерия. Имперская армия имела серьёзный артиллерийский парк, состоявший из большой бомбарды, 17 фельдшлангов (длинноствольных полевых орудий) и двух картечниц.

Имперские войска развернули наступление в середине мая 1499 г. В течение короткого времени им удалось нанести швейцарцам ряд чувствительных поражений. 1 июня 1499 г., в сражении при Альткирхе, авангард Фюрстенберга в лоб атаковал позиции противника, вставшего на возвышенности под прикрытием вагенбурга. Имперским войскам удалось захватить около 30 лошадей, несколько повозок и вражеский обоз с провиантом. Фраза, проскользнувшая в депеше: «количество зарезанных врагов неизвестно…», вероятно указывала на большое число павших швейцарцев.

В середине июля 1499 г. имперская армия подступила к небольшому замку Дорнах. Комендантом крепости оказался опытный воин Бенедикт Хуги, под началом которого находилось десять профессиональных солдат и горстка беглецов, успевших укрыться за стенами от войны. Иллюзий у гарнизона не было, вся округа со дня на день ожидала падения замка.

Сражение при Дорнахе 1499 г. Гравюра на дереве. Неизвестный автор. Художник изобразил большую бомбарду, видны немецкие варианты бургундских лафетов (с более массивной люлькой и дугами вертикальной наводки) и лафеты лёгких орудий со «станинами»-дышлами.
Сражение при Дорнахе 1499 г. Гравюра на дереве. Неизвестный автор. Художник изобразил большую бомбарду, видны немецкие варианты бургундских лафетов (с более массивной люлькой и дугами вертикальной наводки) и лафеты лёгких орудий со «станинами»-дышлами.

Швейцарцы не собирались бросать товарищей. На выручку осаждённым уже спешили крупные силы. Город Берн выставил 5 тыс. воинов под началом опытного командира Рудольфа фон Эрлаха. К месту сбора подходили парни из Цюриха (около 400 солдат) с капитаном Каспаром Гольдли и ополчение Золотурна под командованием Николауса Конрада. По пути войска собирали всех, кого было можно зацепить - небольшие силы кантонов Ури, Цуга и Унтервальдена. Ещё один отряд из 600 воинов с опозданием выступил из Люцерна.

Не имея сведений о противнике, войска Фюрстенберга начали обустраиваться, готовясь к планомерной осаде. Расположение армии представляло собой несколько полевых лагерей, расположенных в некотором отдалении друг от друга. Выбирались позиции для артиллерии, началось возведение насыпи для установки большой бомбарды. Фюрстенберг вёл себя крайне беспечно, разведка была поставлена из рук вон плохо.

В ночь на 22 июля 1499 г., пользуясь знанием горной местности, армия союза «лесных земель» сосредоточилась в окрестностях Дорнаха. Швейцарские командиры сделали ставку на внезапность. Двинуться в наступление на лагерь врага решили утром, не дожидаясь подхода всех сил.

-7

Судя по всему, имперцы проспали атаку. Мало того, поначалу дозорные приняли наступающие войска за своих. Швейцарцы разместили на груди красные кресты (эмблему немецких ландскнехтов), а спины, в качестве опознавательного знака «свой-чужой», украсили белыми крестами.

Баталии союза «лесных земель» ввалились в лагерь имперцев, как лисы в спящую птицеферму, вызвав всеобщую панику. Первый удар пришёлся по самым нестойким войскам Фюрстенберга – австрийскому ополчению и швабским наёмникам. Многие были зарезаны прежде, чем успели схватиться за оружие. Солдаты начали массово разбегаться.

Командующий войсками граф Фюрстенберг в сопровождении личной охраны немедленно поспешил на звуки боя. Кавалькада вылетела прямо на швейцарских аркебузиров и была сметена мощным залпом. Фюрстенберг был убит на повал. Имперцы лишились командующего в самом начале сражения.

-8

Хаос в имперском лагере продолжал нарастать. Расположение захлестнул широкий поток бегущих людей, пытавшихся пробиться к ближайшим переправам на реке Бирс. Однако, среди них находились и те, кто не утратил самообладания. Ландскнехты сбивались в небольшие кучки по десять, двадцать, тридцать человек и рубились насмерть. Многим удалось отступить к дальним лагерям, где имперские силы уже выстраивались в боевой порядок для отражения атаки. Руководство войсками осуществлял Фридрих Каппеллер.

Против надвигавшихся швейцарских баталий, имперцы выставили Бургундскую гвардию, роты ландскнехтов, разбавленных спешенными рыцарями. В строй загонялась любая сволочь, способная держать оружие. Ощетинившиеся пиками и алебардами плотные коробки схлестнулись в яростной схватке. На поле развернулась настоящая резня, пощады не было никому. Даже умирающие, вцеплялись друг-другу в глотки, пытаясь утащить врага за собой в глубины преисподней.

При всём разгроме, имперских солдат оказалось больше. Им удалось сбить боевой порыв швейцарцев и отбросить неприятеля. В сражении установилось шаткое равновесие. Внезапно на фланге имперской армии раздались звуки сигнальных горнов. Под мерный грохот барабанов, распевая боевые гимны, на поле боя вышли двенадцать сотен парней из ополчения Люцерна и Цуга. Баталии союза «лесных земель» с двух сторон буквально раздавили остатки имперских войск. Это был полный разгром.

Швейцарские вожди напрочь отметают все просьбы о выдаче тел погибших имперских военачальников
Швейцарские вожди напрочь отметают все просьбы о выдаче тел погибших имперских военачальников

Швейцарцы преследовали и резали всех, добивая даже раненых. В наше время археологами были вскрыты захоронения имперских солдат – в общей сложности на 106 черепах были идентифицированы 417 ран, почти все от холодного оружия. Общие потери имперских войск составили до 5 тыс. человек убитыми, в том числе погибли оба командующих. Король Максимилиан I пытался выкупить тела военачальников, но швейцарцы наотрез отказались обсуждать выдачу врагов. Имперские войска утратили большую часть снаряжения и всю швабскую артиллерию.

Швейцарские потери составили около 500 человек убитыми. Богатые трофеи были распределены между участниками сражения и разъехались по городам и весям горной страны. Битва при Дорнахе стала последним боевым столкновением между Швейцарской конфедерацией и Священной Римской империей. После сокрушительного поражения Максимилиан I был вынужден подписать Базельский договор, по условиям которого Швейцария обрела независимость.

Друзья! Для любителей рубки и доспехов, хочу предложить Вам похожие статьи:

БИТВА ПРИ БРИНЬЕ. ВОЛЬНЫЕ РОТЫ ПРОТИВ ФЕОДАЛЬНОГО ОПОЛЧЕНИЯ

БОЙ ТРИДЦАТИ У ДУБА НА ПОЛПУТИ

Я ПРИШЕЛ, Я УВИДЕЛ, А БОГ ПОБЕДИЛ! БИТВА ПРИ МЮЛЬБЕРГЕ

ПРО НОЧНЫЕ АТАКИ И "РУБАШЕЧНИКОВ"

КОРОЛЬ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

РЫЦАРИ НА БАРРИКАДАХ. ПЕРВАЯ БИТВА ПРИ СЕНТ-ОЛБАНСЕ

ЖАРКОЕ ДЕЛО ПОД НИКОПОЛЕМ

КАК ВНУКИ ОТОМСТИЛИ ЗА ДЕДОВ. РАЗГРОМ ФЛАМАНДЦЕВ ПРИ РОЗЕБЕКЕ

-10

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.

Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.