Найти в Дзене
The Cultural Mess

Страх смерти: трансформация через Петра

Каждая культура имеет своё представление о загробном мире, что бросает тень на образ жизни каждого сообщества.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885

До 18 века в русской культуре отношение к уходу в царство вечности было смиренное. Людей больше волновала честь рода, которую нельзя «уронить» ни поступками, ни растратой состояния, чтобы было что передать потомкам.

Николай Зауервейд. «Пётр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году».1859
Николай Зауервейд. «Пётр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году».1859

Личность воспринимала себя как часть семьи, элемент системы. Она не столь остро ощущала себя индивидуальностью и не испытывала значительного страха перед неизведанным, так как не ощущала одиночества перед роком.

Люди жили в религиозном обществе, где регулярно напоминалось о воле Господа и фатализме.

Василий Григорьевич Перов. Снятие с креста. 1833-1882
Василий Григорьевич Перов. Снятие с креста. 1833-1882

Основными задачами человека определялись: честный труд, смирение и раскаяние в грехах. Церковная власть допетровской эпохи пропагандировала идею, что человек представляет собой существо заведомо не способное избегать ошибок. А виной тому служило его происхождение. Прапрабабушка Ева, вкусила запретный плод, да и Адама подтолкнула к нарушению запрета, за что человечество «по сей день раскаивается».

А. И. Иванов. Адам и Ева с детьми под деревом. 1803
А. И. Иванов. Адам и Ева с детьми под деревом. 1803

Реформы Петра ввели идентификацию личности. Военные реформы привели к идее, что государство выше человеческой жизни, в том числе и жизни императора. Правитель своим примером настраивал воинов на победу.

8 июля 1709 года Пётр I держал речь перед воинами:

«Воины! Вот пришёл час, который решает судьбу Отечества. Итак, не должно вам помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за род свой, за Отечество». И далее: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия».
(Цит по: М. Ю. Лотман «Беседы о русской культуре: Итог пути»)

Пётр Алексеевич ввёл ордена – индивидуальные награды, а на смену семейным ценностям пришли слава, честолюбие и жажда подвига.

Сергей Кириллов. Пётр I. 1982—1984
Сергей Кириллов. Пётр I. 1982—1984

Человек стал отделяться от семьи, идентифицировать себя как личность. Н. М. Карамзин отмечал, что ценность личности заключается в её «оригинальности», неповторимости.

В 18 веке на смену тенденции к сохранению традиций и сбережений пришло стремление к исторической славе и растрате состояния.

Послепетровская эпоха поставила личность один на один со вселенной, что заставило её острее переживать неминуемый уход в мир иной.