В Ростове-на-Дону живёт необычный музыкант, который играет средневековую музыку и сам создаёт для этого инструменты эпохи ренессанса и барокко. Музыкальная судьба 41-летнего Дмитрия Иванова складывалась долгие годы. Чтобы заниматься любимым делом, мужчине пришлось много работать и копить небольшие денежные средства на свою мечту. И вот уже последние десять лет он занимается старинной музыкой, его узнают, а многие зарубежные музыканты заказывают у него уникальные авторские работы.
- Дмитрий, расскажите немного о себе.
Я родился и вырос в Луганске. В 2013 году продал квартиру в городе и поселился в одной деревушке Луганской области, чтобы иметь свою мастерскую рядом с домом и делать собственные инструменты. Когда на Украине развернулись военные действия, мне пришлось всё бросить на родине и переехать в Ростов, в 2014 году получается. Здесь я начал жизнь с чистого листа. Было сложно: на съёмных квартирах крайне неудобно работать над инструментами, поэтому я выходил на улицу и зарабатывал игрой для прохожих на своё жильё, маленький, но только мой родной уголок.
- Какую музыку вы играли на улице?
Я исполнял в основном авторские и средневековые мелодии. Меня часто спрашивали, почему я играю именно эту музыку. А мне это было настолько близко, что кажется, я занимался этим в прошлой жизни: слышал, писал, исполнял что-то в подобном стиле. Скорей всего, поэтому я и начал заниматься старинной музыкой. Но, к сожалению, это не тот мотив, на котором можно заработать.
- Откуда вы знали, как должна “выглядеть” музыка средневековья? Где брали информацию?
О старинной музыке я узнал из книг. Когда учился в музыкальной школе, мне толком не удалось ничего выяснить об эпохе средневековья и обо всём из неё вытекающем. В базовом образовании о средневековой музыке ничего не говорят и в принципе ничему не учат. Потому что эта тема мало изучена, в общем как и сейчас. И в нашей стране очень мало специалистов в данном вопросе, которые занимаются именно аутентичным исполнением. А лет 25 назад информации было совсем уж мало. Поэтому я владел очень поверхностными знаниями
У меня было только две книги о средневековой музыке, из которых я пытался выжать максимум. В одной из них в приложении помещались ноты полифонической музыки от 12 до 14 века. Вместе со своей группой я многое оттуда переиграл. В ансамбле использовали блокфлейты, сочетали духовые и смычковые инструменты для музыки средневековья, для ренессансных композиций в ход шла гитара вместо лютни.
- Вроде всё получилось. Или вас что-то не устраивало?
Подмена музыкальных пра-инструментов современными - неплохая идея. Но звучание всё равно выходило не таким, каким оно должно быть, не передавало колорит ушедшего времени. Тогда я решил сам заняться созданием старинных аутентичных инструментов, поскольку заказные работы стоили очень больших денег, и я не мог себе их позволить. Сначала я попробовал делать духовые - флейты из бамбука и разного вида дерева. Затем решил приблизиться к своей мечте и сделать струнный инструмент.
За помощью я обратился к мастеру из Ростовской консерватории. До этого я изучил схемы музыкальных инструментов, расписал план работы, нарисовал форму, придумал дизайн и всё обсудил с ним. В итоге у меня появился свой первый средневековый инструмент - лютня. Она оказалась не совсем исторической, но вполне подошла, чтобы её как-то использовать для игры старинной музыки.
- Сейчас вы делаете инструменты один, без помощников?
Даже для первого инструмента я оказался соавтором. После довольно удачного опыта я стал работать в одиночку. Делаю шаблон инструмента, на котором потом собираю корпус из тонких полосочек материала. Затем занимаюсь грифом, состоящим из шейки и головки с колками (на них держатся струны, и настраивается звучание. - Прим. авт.). Такое устройство лютни чем-то похоже со скрипкой. Потом делаю деку из двух тончайших (самая толстая часть у лютни около двух миллиметров. - Прим. авт.) половинок отборной кавказской ели. Они должны располагаться в зеркальном отражении и быть настолько аккуратными, чтобы передавать еле уловимые вибрации для мягкого резонанса. Далее клею пружинки с внутренней части деки, вручную собираю инструмент, делаю фурнитурную работу, доводку, дизайн и лакировку. Весь процесс может занимать от трёх до шести месяцев.
- Сколько стоит ваш инструмент?
Цена музыкального продукта варьируется от 25 до 62 тысяч рублей. Такой большой разброс объясняется сложностью инструмента, количеством струн, материалом и дизайном. Во всяком случае, всё подбирается под клиента. Ведь я тоже был на месте тех покупателей, которые не могли позволить себе дорогостоящий инструмент.
- Со временем у вас разнообразился арсенал музыкальных инструментов?
Да, очень. Сейчас я делаю всевозможные инструменты: старинные, современные, даже какие-то гибриды бывают. Например, вандерфогель, виела, лютня, арфа, тальхапра... Много заказов у меня появилось из-за рубежа: США, Канада, Франция, Япония и другие страны востока. Я обмениваюсь опытом со своими единомышленниками и стараюсь популяризировать музыку средневековья. Знаете, чем больше я стал заниматься созданием инструментов, тем чаще меня начали узнавать и признавать как музыканта. Я хочу найти всё-таки баланс, чтобы не жертвовать игрой, ради работы над инструментами и наоборот.
Ольга Ивашкина