Поскольку суд других людей над стоиком является для него внешним обстоятельством и не контролируется им, он стоику морально безразличен, как и любая внешняя вещь. Поэтому единственный суд, который имеет для стоика значение, - это его собственный суд. В том числе и тогда, когда свершается над самим стоиком. Так и получается, что стоик сам себе судья. И не потому что он асоциален, а потому что это логически вытекает из его дихотомии контроля. Стоик может быть глубоко социальным человеком и коллективистом, но судья над ним - только он сам, причем этот судья может быть строже любого другого. (А может и не быть. Это зависит от морального выбора самого стоика.)
Говоря о суде необходимо помнить не только об аспекте ответственности на свои поступки, но и аспект поощрения за них. То есть, стоик сам себе судья не только в том смысле, что наказывает себя за плохие дела, но также и в том смысле, что поощряет себя за хорошие дела. Поощрение со стороны других людей ему так же безразлично, как и наказание со стороны других людей. Настоящим поощрением для стоика является его собственное удовлетворение от правильного исполнения своего долга.
Из Симпликия: "Не оглядывайся на внешние вещи и толпу недостойных судей, говорит нам [Эпиктет]. Будь сам хорош для себя, и этого достаточно. Занявшись философией, — эта речь обращена именно к такому человеку, — ты, обращаясь к самому себе, одновременно и намерение свое сохранишь и станешь судьей для самого себя, судьей намного лучшим, чем толпа".
#личность #самооценка #размышления #философия жизни #характер