Бывает так, что совершенно случайная встреча, ничего не значащий разговор оставляет в душе след и кем-то сказанное слово становится зерном упавшем в подготовленную почву. Или наоборот, ты никогда ни о чём подобном не задумывался, и твой собеседник открывает перед тобой мир о существовании, которого ты возможно знал, но этот мир не имеет с твоим никаких точек соприкосновения. Поначалу это новое знание никак не тревожит, его просто негде применить, траектория твоей жизни давно задана, отклонения от неё минимальны.
В 1999 году мне необходимо было научиться работать на компьютере. Компьютеризация различных сфер деятельности в нашем городе шла семимильными шагами, возрастные сотрудники предприятий сидели в компьютерных классах бок о бок со школьниками и студентами. Две мои подруги уже прошли компьютерную инициацию и посоветовали мне курсы с хорошим педагогом.
Молодёжь уверенно стучала по клавиатуре и производила манипуляции мышью неуловимым для глаз движением, моя же мышь всё норовила сбежать под стол и спрятаться там от моих неуклюжих пальцев. Марина, хозяйка курсов и педагог в одном лице, догадавшись о моём страхе ткнуть курсором не туда и что-нибудь испортить сказала: «Компьютер невозможно сломать, не бойся». Вообще, атмосфера на этих курсах царила самая что ни есть дружественная. Вскоре все возрастные различия стёрлись, мы помогали сначала друг другу, потом новичкам. Было жаль расставаться с теми, кто закончил курс и уходил. Я заметила, что Марина расспрашивает старшеклассников об их планах по окончании школы, тем кто собирался в вузы советовала найти хорошего репетитора, иногда побеседовав с подростком говорила: «Пусть твоя мама мне позвонит, если вы ищите репетитора, я посоветую к кому обратиться». Пресловутого ЕГЭ тогда ещё не было, но репетиторы уже были.
Я подружилась с Мариной, мы обменялись телефонами. Иногда я выкраивала время и заезжала к ней на работу. Болтали о личном, я недавно вышла замуж, планировала ребёнка. Марина в одиночку вырастила дочь и сейчас девушка училась на первом курсе московского вуза. Вскоре я забеременела и наше общение почти прекратилось. Увиделись мы с Мариной только тогда, когда моему сыну исполнилось месяцев шесть. Я потихоньку возвращалась в нормальную жизнь, тренируясь без мук совести оставлять малыша на пару часов в день с бабушкой.
Человек всегда будет стремиться туда, где ему было тепло и комфортно, улучив момент я приехала на курсы к Марине, у неё как всегда было полно учеников. Она поздравляла меня с рождением сына, надавала кучу советов. Я в свою очередь поинтересовалась, как идут дела у её дочери. Когда у меня не было своего ребёнка, успехи чужих детей меня не особо волновали, тем более таких взрослых. Но теперь мне хотелось знать всё, как их воспитывают, развивают, учат. Этих успешных детей видно сразу или особые отметины появляются со временем? (Шутка!) Дочь Марины закончила в нашем городе престижный физико-математический лицей с золотой медалью, заняла призовое место на олимпиаде по математике и без вступительных испытаний (БВИ) поступила на механико-математический факультет МГУ. Теперь она училась на третьем курсе и пересдавала даже четвёрки. Цель - красный диплом и поступление в аспирантуру. Вот это девочка!
Наверное, кому-то мой возглас покажется смешным, возможно вы росли в семье, где получение высококлассного образования обычная рутина, дань семейной традиции. Может быть, научными трудами ваших родственников заставлены полки университетских библиотек, и в детстве вы любили сидеть на коленях одного знаменитого профессора близкого друга вашего дедушки по совместительству. Я же из простой семьи, у моих родителей средне-специальное образование, рабочий и служащая. Высшее образование есть только у меня. Когда-то и меня манили огни больших городов, я мечтала уехать учиться в Москву или Ленинград. Но не срослось, духу не хватило, да родители не хотели отпускать, пугали ужасами общаги. Я восхищалась этой девушкой, она училась на сложной специальности и в одиночку боролась с бытовыми трудностями. Марина вызывала у меня не меньшее благоговение, не всем дано справиться с родительским эгоизмом и отпустить кровиночку далеко и надолго, а скорее всего навсегда.
Я задала её шутливый вопрос: «Что едят на завтрак математики чемпионы?» Методы воспитания и обучения, которые она применяла, на удивление банальны. В принципе, любой человек имеющий опыт овладения какими-либо умениями знает этот способ.
«Большинство людей – халявщики, - говорила Марина, - все хотят поменьше работать и побольше получать, дети то же самое. Если взрослые хотя бы понимают, что им надо зарабатывать, чтобы жить самим и кормить семьи, то у детей этого понимания в силу возраста нет. Они думают, что до взрослой жизни ой как далеко, вот как только повзрослеем, так сразу и начнём чему-нибудь учиться! Бывает, что родители в силу разных причин потворствуют этому, а потом просто поздно. Среднестатистический ученик не может за два года до выпуска пройти школьный курс, если бы мог, то не был среднестатистическим. Поэтому выход один – каждый день потихоньку, помаленьку напрягать мозги. Сформируется привычка и со временем сам ученик не сможет жить без этого ежедневного мозгонапряжения. С дочерью было так: плюс к первому классу лицея музыкальная школа и репетитор по английскому. Сначала уставала, потом втянулась. В лицее училась всегда на отлично, в музыкалке педагог требовал не просто ходить на занятия, но и участвовать в различных музыкальных конкурсах. В двенадцать лет к английскому прибавился французский, подловила на увлечении Дюма и любви ко всему французскому. Когда сформировался интерес к математике, стала заниматься дополнительно ещё и этим предметом, подготовилась к олимпиаде».
Забегая вперёд скажу, дочь Марины окончила вуз с красным дипломом, закончила аспирантуру, защитила диссертацию. Пока училась в МГУ выучила ещё немецкий и испанский, на факультете предоставлялась возможность изучать языки как дополнение к основному образованию. Устроилась на хорошую работу (ещё во время учёбы). Осталась в Москве. Вышла замуж за однокурсника.
Продолжение следует...
Благодарю всех, кто прочитал сей опус. Прошу не судить строго, это моя первая публикация на Дзене.
Я не в коем случае не навязываю своих взглядов, не пытаюсь поделиться опытом, дать совет или выступить в роли эксперта. Всё что я описываю и планирую описать, это только мои личные субъективные впечатления о нашем российском образовании, основанные на опыте общения с образовательными учреждениями в течении 17 лет. Поводом для обращения к этой теме для меня стала непрекращающаяся демонизация школы и особенно ЕГЭ. Запугивание детей и родителей. Я не отрицаю, что проблемы в образовании есть, более того проблем много и они нарастают, но теми истериками, что закатывают некоторые авторы в Интернете их не решить.
Прошу прощения, если своими высказывании задела чьи-то чувства или не дай Бог оскорбила.