Итак, внимание, в тексте могут быть СПОЙЛЕРЫ, поэтому, если вы хотите узнать просто список фильмов - листайте в самый низ :)
1. Обитель проклятых.
О спойлерах вы предупреждён, так что начнём-с. Итак, в лечебницу приезжает молодой врач и встречает его весьма необычная атмосфера - больные разгуливают по лечебнице вполне себе свободно, распивают напитки, да и вообще, ведут "советскую жизнь". Окей, ладно, на этом моменте мы думаем, что многие из них аристократы, видать, так им позволено из-за статуса в обществе. Бывшего статуса. Как известно, попадая в псих.лечебницу статус в обществе, обычно, обнуляется. Главный врач сразу бросается в глаза своим неординарным подходом к лечению, а именно - он позволяет больным практически всё. Такой подход хоть и кажется достаточно эффективным, но он настораживает нашего гг. И ох как не зря. Параллельно катя яйца к одной из пациенток, гг начинает своей пятой точкой чувствовать что-то неладное иии... Находит запертых настоящих врачей в клетках, где те раньше пыта... Лечили пациентов. Методами, от которых у нынешних гуманистов зашевелились бы волосы на ягодицах. И вот встаёт весьма сложный выбор. "Официальная" психиатрия с её методами, больше похожими на пытки, себя полностью дискредетировала. "Неофициальная" психиатрия, однако, тоже далека от идеала - среди пациентов есть и социально опасные личности, которым дай свободу - и они начнут убивать. Что же выбрать главному герою? Он выбирает меньшее из зол. Хэппи энд. Если бы можно было сконцентрироваться главную мысль фильма, я бы сказала, что "лучшее лекарство для больной души - это сироп из любви и таблетка с заботой". Только золотая середина из двух методов смогла многих пациентов сделать снова, хоть и относительно, но нормальными людьми.
Ну и, конечно, "профессор Ксавьер" в одной из главных ролей придает фильму особую изюминку))
2. Остров проклятых.
Как же любят в кинематографе называть все, что связанно с психическими расстройствами "проклятым", как в старые добрые средневековые времена, однако, не съезжаем с темы.
Ох и задал же в свое время этот фильм головоломку зрителям! Столько теорий "за" и "против" безумства главного героя и ведь до сих пор не могут прийти к однозначному соглашению. Собственно, суть: главный герой в роли Лео Ди Каприо пребывает с напарником на пароме на остров с психиатрической лечебницей, где изолировали от общества самых опасных пациентов. Его задача - вести расследование по поводу "гуманности" терапии, используемой в клинике. С первых же минут бросается в глаза поведение всех врачей и пациентов - они как будто в каком-то сговоре. Но каком? Это и предстоит узнать. Весь фильм тебя качает то в одну сторону, то в другую "а вдруг ГГ все таки псих и его пытаются вылечить?" против "да ну бред какой-то, здесь все продумали до мелочей и пытаются не дать ему вскрыть правду и рассказать ее остальным", собственно, и сам персонаж Лео напоминает кота из мема:
Конечной достаточно жирной точкой является его поход на башню в самом конце, где, собственно, и вскрывается весь сюжет. Во-первых, нестыковка в количестве пациентов - и есть сам Тэдди (настоящее имя Эндрю Лэддис). Там его накрывает флешбек после того, как он не обнаружил то, что искал и вынужден признать, что всё его расследование было лишь ролевой игрой персонала, ради его спасения. Собственно, из флешбека становится понятно, что его настоящее имя - Эндрю Лэддис, ветеран Второй Мировой Войны, имеющий в качестве награды ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и проблемы с алкоголем. Как он сам признался - он игнорировал прогрессирующие беды с башкой у своей жены, хотя и любил её (по его словам), что не помешало ему синячить и продолжать оставлять ее наедине с проблемой. В конце концов, флягу у жены порвало окончательно и она убила собственных детей, после чего пришел Эндрю и в порыве гнева убил её, после чего так же окончательно и бесповоротно поехал кукухой сам. Вспоминая все это - он произносит фразу "лучше умереть хорошим человеком, чем жить чудовищем", чем подтверждает, что личность детектива он придумал себе сам, чтобы ослабить мучения. Глубокая суть фильма в том, что к успеху в этот раз, опять таки, привел "мягкий" подход и игра по правилам пациента. Врач позволил осознать ему свое безумие, и, в итоге, Эндрю решился на лоботомию по собственной воле.
И, опять, наш "профессор Ксавьер" в роли доктора, ох, нравятся ему такие роли))
3. Пролетая над гнездом кукушки.
Один из шедевров "комедийного" психиатрического жанра. Несмотря на то, что у героев реальные проблемы, которым сопереживаешь, персонаж Джека Николсона своим непринужденным отношением ко всему делает эту ситуацию и пребывание в больнице каким-то более легким. Как будто ранее спертый воздух больницы заполнил аромат свежего воздуха из открытого окна. Джек Николсон и есть этот самый свежий воздух.
Начнем по порядку, по сути главный персонаж один - Рэндл Патрик Макмёрфи (Джек Николсон) и очень много основных второстепенных. Но давайте по порядку.
Рэндл Патрик Макмёрфи.
Сорвиголова, человек-"я за любой кипиш кроме голодовки". Прибывает в больницу на лечение после очередного хулиганства. Надобно сказать, что даже само прибытие его ознаменуется "фанфарами" и "красной дорожкой", конечно же, со стороны самого Рэндла. Остальные пациенты настроены против него скептически и считают за "чуть более поехавшего", чем они сами. Сам же Рэндл себя больным абсолютно не считает. Да, собственно, он и прибыл-то в лечебницу ради того, чтобы не сесть в тюрьму, хотя дальнейшее развитие сюжета дает усомниться, что дело только в том, чтобы "откосить" от тюрьмы. Рэндл - прирожденный лидер. Он быстро адаптируется и подбивает пациентов на опасные затеи. В конце концов, об уровне его харизмы говорит даже то, что, на ,якобы, немого Вождя снисходит благодать божья и он начинает говорить, мотивируя это тем, что раньше ему просто не о чем было говорить с другими людьми, а вот с Рэндлом - есть о чём. Однако, Рэндл своими действиями не всегда приводил только к положительному эффекту. Заигравшись, он не понимал, что такая свобода разума, которую он хотел всем подарить, не всем шла на пользу. В результате одного из побегов в реальный мир - парнишка поверил, что правда может летать и разбился насмерть, прыгнув с крыши. Рэндл тяжело это пережил, но от своей личности все равно не отказался. Однако второй раз, когда погиб паренек, который так боялся, что его маме расскажут о том, что он переспал с проституткой - Рэндл в порыве бешенства чуть не убил старшую медсестру, которая и пообещала это рассказать. После чего подвергся лоботомии.
Вождь.
Внебрачный сын Хагрида и женщины-апачи. Настолько большой, что, кажется, что в больнице его удерживают не стены, а полная апатия ко всему происходящему. Самый флегматичный персонаж, до последнего не проявляющий себя ровным счетом никак, пока МакМёрфи в очередной раз не выкидывает свой фокус, втянув и самого Вождя. Полная апатия к жизни сменяется интересом к происходящему и даже вовлеченность в процесс. Из молчаливого истукана Вождь становится лучшим другом Рэндла и видит в нем вдохновение, лучик света, наставника, как и все в этой больнице. В конечном итоге, когда врачи понимают, что дух Рэндла нельзя сломить даже электрошоковой терапией, они прибегают к последнему варианту - лоботомии. Рэндл заразил вождя идеей побега и свободой жизни. И Вождь жил этой метой. Когда же он видит друга после процедуры - он понимает, что свет в его глазах - угас, как и его личность. Все попытки достучаться до прежней личности - не имели успеха. Вождь понимает, что теперь Рэндл - это лишь тело, оболочка, его личность рассекли вместе с волокнами мозолистого тела в том кабинете и она более не существует.
Самая тяжелая сцена - когда Вождь смотрит в глаза Рэндла, плача, и понимает, что, если бы настоящий Рэндл был здесь, он бы предпочел смерть такой жизни. И вождь берет на себя эту ответственность. С тяжелой душой - он душит своего друга подушкой и сбегает в закат, как они вместе и хотели.
Суть фильма, собственно, в том, что, иногда, стараясь помочь людям справиться с их заболеванием мы забываем, что достаточно дать смысл жизни и зажечь "огонь" в глазах, что и является проблемой большинства пациентов. А когда у других пациентов этот огонь слишком "яркий и заразительный" - мы небрежно тушим его кучей таблеток и, в случае Рэндла - лоботомией. Несмотря на 2 несчастных случая по вине Рэндла, пациенты после его "живительной" терапии начали выписываться один за другим. Что еще раз доказывает, что большинство психическим проблем, в "потухших сердцах", которые нужно вновь зажечь.
Ждите продолжение, кидайте в комментарии фильмы, которые хотите обсудить и разобрать :)