Уж не знаю почему, но в своих путешествиях в самые разные страны мира меня постоянно заносит в места так или иначе связанные со смертью! То я случайно попадаю на необычные похороны в Бали, то судьба меня заносит на малоизвестное кладбище военных лётчиков в Эстонии, то прямо неподалёку от моего дома обнаруживают надгробные плиты солдатам Первой Мировой войны, из которых оказывается сложена стена в одном из местных складов.
Вот и в Иране мне повезло побывать на одном из самых необычных кладбищ в мире. Башни Тишины, которые ещё называют Дахме или Кале-е Хамуша - это уникальные места захоронения зороастрийцев.
Последователи одной из самых древних мировых религий до сих пор мирно живут на территории Ирана. Многим их обычаям вот уже более двух с половиной тысяч лет. Их кладбища для многих из нас могут показаться чудовищным пережитком далёкого прошлого. Они даже внешне больше похожи на крепости, чем на места для вечного покоя.
В древнем городе Йезд, недавно целиком включенного в списки всемирного наследия Юнеско, живет одна из самых больших иранских общин зороастрийцев. Именно здесь я и заглянул на их очень необычное кладбище и увиденным спешу поделиться с Вами.
Чтобы понять куда мы попали, стоит рассказать немного об этой древней религии, как ей получилось сохраниться на территории Ирана и почему многие их обычаи существенно отличаются от принятых во всём мире.
За всю свою историю зороастрийцам часто приходилось выживать во враждебном окружении. В разных языках мира есть много названий последователей этой веры – парсы, гербы, бехтины, маги и, наверное, самое популярное – огнепоклонники.
Кстати, последнее название носит пренебрежительный характер. Для зороастийцев огонь - лишь один из символов света, используемый, как направление для молитв. По сути же эта религия считается одной из первых, принявшая веру в единого Бога, которого зороастрийцы называют Ахура Мазда.
Как и в более известном нам католичестве, где для молитв и церковных книг используют мёртвый язык латынь, у зороастрийцев есть свой церковный, более нигде неиспользуемый, авестсийский язык. Именно на нём написана „Авеста”– зороастрийский вариант Библии.
Схожестей с современными религиями у зороастризма очень много - вера в ад и рай, единый пророк Заратустра, стремление к вселенской гармонии, истине, добру и порицание лжи, насилия, деградации, разрушения. Главными же добродетелями здесь считаются благие мысли, благие слова и, соответственно, благие деяния.
В конце же человеческого бытия нас всех по мнению зороастрийцев ждёт очищение мира, когда все мёртвые воскреснут и пройдут через судилище.
Трудно не заметить, что эти идеи позже использовали и многие другие хорошо известные нам религии. А сохранился зороастризм во враждебном окружении, благодаря умению приспосабливаться и неукоснительной выплате всех налогов, которыми их регулярно облагали. По сути, они откупали возможность для своего вероисповедания.
Можно сказать эта религия стала по сути прообразом современных иудаизма, христианства и мусульманства, но при этом не растворилась в них и не исчезла. Зато ей получилось сохранить некоторые очень древние обычаи. Один из них – способ захоронения умерших.
Мёртвое тело человека считается у зороастрийцев нечистым и не может соприкасаться с землей или водой. Нельзя тела и сжигать, ведь огонь священен. Для утилизации трупов они придумали оригинальный способ. На высоких холмах строились круглые башни с большими колодцами внутри.
Над колодцами размещались решётки, на которые и клались мертвые тела. Рядом в клетках содержались птицы-стервятники, которых выпускали, по мере надобности, покормиться человечиной. Со временем обглоданные и высушенные солнцем кости, которые считались очищенными от скверны, падали сквозь решётку на дно колодца.
Этот способ захоронения активно использовался на территории Ирана вплоть до 70-ых годов прошлого века, а в Индии с Пакистаном используется и до сих пор. В интернете полно жутких картинок, как выглядят подобные действующие кладбища. Глядя на них вполне понятно, почему в Иране эту традицию запретили.
Теперь местные зороастрийцы хоронят своих умерших в бетонных могилах (считается, что так тело тоже не соприкасается с водой и землёй), а старые кладбища стали объектами туризма. Тем более размещались так называемые Башни Молчания часто в очень живописных местах.
В Йезде попасть к этим, расположенным на отшибе города, строениям просто. Ловишь такси, говоришь заветное слово „Дахме“ и уже через полчаса оказываешься в нужном месте. Здесь сначала надо приобрести билетик (около 3 Евро) и уж потом пройти на территорию огромного комплекса.
Кроме двух башен (мужской и женской) здесь сохранились развалины небольшого посёлка, где проводились религиозные церемонии прощания с умершими и жили священнослужители, присматривающие за порядком в башнях.
Первое строение, куда мы заглянули, оказалось бадгиром – вентиляционной шахтой, идущей глубоко под землю. Где-то там некогда размещался кяриз – подземный канал с идущей со стороны гор водой.
Остальные строения в этом посёлке представляют собой довольно жалкое зрелище.
Правда, кое-где видны следы ремонта. Всё же сюда приезжают гости со всего мира...
Йезд расположен в скалистой пустоши. Здесь очень мало зелени, зато много пыли и скалистых утёсов. Даже в ноябре поднятие вверх к башням – путь далеко не простой. Без воды с непривычки может и поплохеть.
Наверху в башню ведёт узкий проход с явно пристроенной значительно позже лестницей.
Внутри башен нет ничего, кроме следов колодца.
Это пустота пугает и завораживает. По сути мы уже в царстве мёртвых, с той лишь разницей, что от них ни осталось практически ничего. Ни имён, ни фамилий, ни дат рождений и смерти. Всё это ничего не значит здесь и в этом безусловно есть логика.
Жизнь предназначена для жизни, а наш культ поклонения могилам вряд ли что-то значит для самих умерших. Да, и практически от любой могилы рано или поздно ничего не остаётся. Время стирает всё, а зороастрийцы просто сразу констатируют этот факт, который сложно принять в других религиях.
Смерть в их интерпретации - зрелище не для слабонервных. Представьте себе картины разлагающихся тел, выклёвывающих глаза грифов-стервятников и запах ужасающей вони – этого достаточно, чтобы постараться жить полной жизнью и не задумываться о собственной смерти.
Со стороны башен открывается отличный обзор нескольких районов Йезда. Построены они были не так уж недавно, но всё же выглядят для нас очень архаично.
Большинство приезжающих сюда – это пенсионеры из Европы. Обычно они осматривают остатки строений внизу и подымаются к более низкой женской башни. Им этого вполне достаточно.
Ко второй же мужской башни идут далеко не все. А зря! Виды оттуда значительно более масштабные.
К тому же часть стены здесь разрушилась со временем. Так получилась своеобразная смотровая площадка. Видимо, поэтому в этой башни нет гнетущей атмосферы. Стены не давят на мозг, а засыпанный колодец с костями не выглядит так уж зловеще.
В Йезде и за его пределами есть ещё немало любопытных мест, связанных с зороастризмом. Можно зайти в храм этой религии, где горит огонь, которому более полутора тысячи лет. А ещё можно съездить в близлежащие деревеньки, где наверняка будет очень интересно познакомиться с бытом людей, которые не изменили своей религии две с половиной тысячи лет.
Зороастризм заслуживает большего внимания, чем мы смогли ему уделить в нашей короткой поездке по Ирану. И всё же Башни Молчания оставили незабываемые впечатления и дали возможность соприкоснуться с истоками истории человечества, а одно это уже стоило поездки сюда...
Ссылка на данный пост в моём ЖЖ: https://lavagra.livejournal.com/195135.html