1. Потрясающая педагогическая ошибка
Ролик о Михаиле Осипове и Анатолии Карпове
Среди замечательных примеров удивительнейших достижений детей в коллекции Первого Канала при ведущем Максиме Галкине нельзя не отметить только что представленный публике полностью (полностью ли?) пример трёхлетнего шахматного дарования Михаила Осипова.
Здесь я сразу должен сказать, что сам по себе опыт такой демонстрации прекрасен, полезен, необходим и замечателен.
Во всех случаях он работает на развитие и популяризацию шахматного образования в нашей державе и несет в себе море позитива.
Тем не менее я намерен сконцентрировать внимание сообщества на явных огрехах и недоработках в надежде, что их учёт в дальнейшем позволит делать подобные представления более корректными и менее травмирующими для ребёнка.
Содержание ролика просто: Максим Галкин представляет стране юного талантливого шахматиста трёх лет отроду. В качестве авторитетнейшего спарринг-партнёра ему он подбирает великого нашего шахматиста Анатолия Карпова. Чемпион мира и трехлетний малыш играют шахматную партию с часами с форой по времени и малыш уступает по времени, и хотя Анатолий Карпов предлагает ему почётную ничью, малыш отказывается и ему засчитывают «поражение», что вызывает слёзы у юного таланта.
Тем не менее его утешают – не без помощи подоспевшей мамы, и награждают медалью – вполне заслуженной, книгой с автографом Анатолия Карпова и в конце малыш решает три задачи, приводя публику в неописуемый восторг.
Не уверен, что я все отразил точно, но ссылку на ролик я дал и Читатель может составить себе собственное мнение об увиденном и услышанном.
Весь эпизод – элемент программы «Лучше всех» где показываются разнообразно одаренные дети.
Сразу укажу на ряд существенных моментов.
В отличие от юного мотоциклиста, юной боксерши, юной арфистки юного математика, юный шахматист - единственный в этом выпуске, кого «проверяют» в реальном противостоянии с активным противником, в реальной партии, с часами, с весьма жестким контролем времени.
То есть в отличие от всех остальных он демонстрирует своё владение шахматным материалом в реальной борьбе с противником.
И вот здесь я обязан отметить ряд существенных промахов организаторов партии-шоу.
Когда встал вопрос о том, засчитывать или нет поражение после падения контрольного флага, мы встретились с коллизией: очевидно, что малыш по времени солидно уступил чемпиону мира по шахматам.
Уж не знаю, на что рассчитывали организаторы проверки, но сам Анатолий Карпов мог бы дать малышу фору и посолидней – например тридцать секунд к пятнадцати минутам. Думаю что и этого времени ему хватило бы для победы с головой. Но если организаторы собирались СТРОГО следовать правилам, то поражение должно было быть зачтено именно Анатолию Евгеньевичу за разговоры. Ибо по отношению к своему партнеру он вел себя – я о строгом следовании правилам – абсолютно некорректно. Например экзаменовал его на знание названия разыгранного начала, комментировал рокировку малыша (с похвалой) и в совокупности все это с одной стороны выходило за рамки равноправного поединка и Шахматного Кодекса, с другой на малыша оказывалось совершенно недопустимое психологическое и психическое давление в этой странной контрольной партии, показываемой так, что не уверен, что я её реально видел.
Именно формулировка задачи изначально была педагогически некорректной.
С малышами надо играть строго на достижимые задачи:
- продержаться столько-то ходов
- не получить мат за такое-то время
- разыграть дебют без больших (существенных) потерь…
К сожалению ни Максим ни Анатолий Евгеньевич не смогли здесь проявить максимум такта и откровенно растерялись.
Но это и не удивительно.
Малыш демонстрирует выбранное (отобранное, обнаруженное, выявленное) шахматное эркю, и перед нами образец селекции с элементами дальнейшего натаскивания.
Чем опасны такие ранние успехи?
А тем, что мы увидели в лице гения Каспарова, тем, что мы видим в лице нынешнего чемпиона мира и претендента на престол.
Существенное сужение шахматного кругозора.
К сожалению мощное эркю в ортодоксальных шахматах не обеспечивает перевеса в других видах единоборств на том же материале даже с минимально измененными правилами.
А мир он намного богаче модели представленной ортодоксальной игрой.
Ребенок явленный нам Первым каналом – Чудо. Но так хочется, чтобы это чудо не замкнулось на бедной, исчерпанной по существу, успешно освоенной даже ничтожным искусственным «интеллектом» игре.
В мире так много реальных интеллектуальных проблем и вот такие чудо-мозги гораздо нужнее там… а шахматы … просто одно из полей демонстрации возможностей подрастающего поколения россиян.
2. Нотка превосходства на струнке снисходительности
Спешить нам некуда. Пятьдесят пять лет отданных обучению малышей шахматам позволяют мне расслабиться, и присмотреться к выдающемуся учебному и поучительному во всех отношениях ролику Первого канала.
Нет, я не придираюсь и не критикую.
Я просто отмечаю отдельные шероховатости и нестыковки, которых на мой непрофессиональный взгляд при последующих такого рода показах лучше бы всё-таки избегать.
Начну с малого – с мёбели.
Меблировка во все времена была делом и деликатным и тонким и изысканным и изящным.
Допустить мысль, что Первый телеканал страны, руководимый телегением Константина Эрнста может допускать такие «ляпы» случайно я не в состоянии.
Видимо авторы демонстрации хотели так подчеркнуть несопоставимость размеров малышат и всрослого телечуда.
Но вот ведь и Еве Смирновой (в роли телеведущей Новостей) и Михаилу Осипову предложено РЕАЛЬНО выступить перед миллионной телеаудиторией!
Вот мне довелось как-то летом в 1985-ом году готовить занятия малышей по шахматам в Качканарском дворце спорта. Точнее готовить помещение для этих самых занятий. Чем же я занимался? Вы не поверите! Стульями!
Точнее приисканием ПОДХОДЯЩЕЙ по росту малышам мебели и в первую очередь – детскими стульями.
В нашей Шахматной Шкатулке (технология обучения дошколят шахматным азам) три типа стульев ДЛЯ ДЕТЕЙ 3,4,5 и 6-7 лет.
И вот мне предлагают поверить, что на Первом телеканале не оказалось удобных стульев для героев телепроекта «Лучше всех»!!!
А чем же это лучше?
Да и лучше ли?
Вслушайтесь, однако, в некоторые фрагменты выступлений и комментариев величайшего нашего интеллектуала Максима Галкина, ведущего этот проект.
Даже неудобно как-то подсказывать из далекого Урая, куда и телесигнал-то не всегда отчетливо добирается (то тучи, то молнии, то профилактики всяческие), что это выглядит как бы не совсем, что ли…
Конечно мне неведомо, какие там бумажки подписывали родители малышей, и на что они «в интересах детей» давали согласие.
Но уверен на пятьсот процентов, что сами трёхлетние герои эпизодов во-первых не в курсе того, что с ними делалось и как они представлялись «широкой публике», а во-вторых и не в состоянии были давать адекватную оценку происходящему, в силу как раз своего малолетства.
Но давайте посмотрим: на чём они СИДЕЛИ, и как ИХ представляли.
Впрочем о Еве мы поговорим, даст Бог, в другой раз, а вот к эпизоду с Мишей Осиповым давайте начнём присматриваться.
Спешить некуда, а потому покрутим ролик, а заодно и попробуем проникнуть в глубины интонации ведущего проект Максима Галкина.
Малышу трёх (трёх – прописью) лет предлагается сыграть партию в шахматы с ДОСТОЙНЫМ ПРОТИВНИКОМ.
Не буду отрицать факта: «противник» действительно наидостойнейший.
Анатолий Евгеньевич Карпов – двенадцатый Чемпион мира по шахматам, провёл в своей жизни наверное десятки, если не сотни, а то и тысячи сеансов одновременной игры. В любом случае очень много. Сеанс – это когда сеансёр ходит, а участники сеанса сидят. Поэтому профессионалу высочайшего уровня играть СТОЯ не впервой.
Но при контрольной партии с трёхлетним партнёром Чемпиона мира удобно усаживают на адекватный его росту стул, за адекватную его габаритам доску, при адекватных его размерам шахматных часах.
Его юный партнер НАТУРАЛЬНО (!!!) вынужден встать на колени перед своим великим соперником.
Достойно?
Достойнее и не придумать!!!
Вот как представлен трехлетний малыш:
«Без пяти минут самый молодой гроссмейстер в мире, маленький шахматный ферзь, король чёрно-белого шахматного поля, мистер е два е четыре, Михаил Осипов»
Отметим, что в ортодоксальных шахматах поле (клетка) может быть либо чёрной (тёмной) либо белой (светлой). Черно-белое поле - это не шахматное поле, а шахматная доска. Утверждение "без пяти минут" некорректно представляет перспективы юного дарования. Даже "без пяти лет" более чем оптимистично.
Далее Максим еще раз предложит перл "второй юношеский разряд" однако в классификации такого разряда в шахматах уже десятки лет не наблюдается. Речь может идти исключительно о "внутренних тренерских мотивировках учащихся". Но пока давайте прислушаемся к диалогу "на диване":
- Чем ты интересуешься, Миша?
- Шахматами
- Шахматами?
- Да
- В три года?
- Да
- Ты имеешь ввиду что тебе коробка нравится, как они гремят?
- Нет, как они ходят
- А ты знаешь как они ходят?
- Да
- А как конь ходит?
- Прыг-скок, в сторону
- Я всегда думал, что прыг-скок, в сторону – это Валерий Леонтьев на сцене. А оказывается это шахматы.
Конструкция "имеешь ввиду" мне не представляется корректной при беседе с трёхлеткой, но интересно не это.
К кому обращен текст "Валерий Леонтьев на эстраде"?
Мне почудилось, что к залу.
И весь диалог приоткрылся именно как элемент шоу "на публику"
Это означает, что трехлетний участник используется как декорация, что реального диалога нет, что маэстро Галкин просто веселит аудиторию используя малыша.
Но прервёмся и подумаем.
А может ли сорокалетний лоб реально не ощущать своего превосходства над трехлетним малышом?
Может ли удержать план диалога равных Личностей?
Может ли полноформатно серьёзно говорить со своим юным представляемым?
Здесь проходит тончайшая грань между удивительным и недопустимым.
И потому прервёмся, что бы подготовиться к восприятию дальнейшего.
Пока мне кажется, что Максим Галкин здесь не удержал чего-то очень важного в общении с малышом.
И возникла нотка превосходства на струнке снисходительности, превратившая весь эпизод в образец того, как скорее всего "не следует..."