Самый! Дорогой! Скульптор! Столетия!
Если вы разбираете бабушкин чердак и находите Очень Странную Скульптуру , ну вот примерно вот такую:
вы ее в скупку на металл не отдавайте, а крепко к сердцу прижмите.
Вдруг ваша бабушка в лихой юности водила дружбу с художественной богемой и ей перепал Великий Джакометти. И эта одна из его многочисленных работ, которая не дошла до заказчика.
Цену на эту старенькую собачку не помню, а самый дорогой лот этого автора ушел на Sotheby’s за 104 миллиона долларов.
Почему ТАК дорого?
Этот швейцарец крайне интересный был экспериментатор и мыслитель. Он не сразу пришел к своему стилю и пробовал работать, как и все его товарищи по цеху, в модных , трендовых тогда течениях.
Был период кубизма. Кубизм не только живопись, скульптура просто создана для него. Получались очень интересные работы, с отсылкой к первобытному, примитивному искусству:
Это же Венера. Только в 20 веке. Лоно, ложка, бедра, пища, плодовитость. Одна лаконичная форма - все что нужно знать о женщине. О выживании и продолжении рода. Голова, кстати не нужна ей.
Был период сюрреализма.
Сюрреализм это всегда про агрессию и секс. Что удивительно задачей было вызвать практически физические ощущения у зрителя. Одновременно слияние и боль от этого прикосновения. Дискомфорт, опасность, угроза.
А вот эта работа - выразительный образ женщины. Раздавлена, как опасное насекомое, но не побежденная. Автор выворачивает сам принцип классической скульптуры - обычно это объем с центром, который предполагает осмотр в внешней стороны. А серия работ Джакометти - это полые пространственные конструкции , предполагающие взаимодействие с любой точки, разные планы осмотра.
Очень интересная, практически интерактивная работа. Главного предмета , на который смотрит и пытается ощупать женщина просто нет. Есть состояние, настроение, впечатление - а предмета нет, только напряжение от попытки осознания. Тотемная женщина- зловещий богомол предчувствует смерть, или сама смерть.
Но самая известная ( и дорогая ) скульптура - это конечно Шагающий Человек.
Неповторимая манера автора - непропорциональные, истонченные человеческие фигуры с огромными ступнями, которые делают каждый шаг невыносимо тяжелым. Поверхность как будто источена временем. Тут и невыносимость бытия, и трудность выбора пути, и несгибаемость человеческой воли.
Автор сам терзался эмоциональным состоянием своих работ. Мастер был не в силах расстаться со своими работами и постоянно к ним возвращался, вытачивая - утрачивая , как короед, поверхность скульптуры. Все больше и больше превращая ее в тень, след образа.
Настоящее искусство всегда мучительно для его создателя.
Спасибо моим читателям ! Всем добра !
Если вас интересует классическое и современное искусство - подписывайтесь на канал!