Скажу сразу - я не критик. Я описываю (может и с ошибками) свои ощущения. Я не буду хвалить или ругать, а тем более учить, как надо, снимать...
Столько рассказывая про Алтай, было бы не правильно, не рассказать об этом фильме. В основу фильма легли рассказы Василия Макаровича Шукшина - «Коленчатые валы»(1961) "Гринька Малюгин»(1962), «Классный водитель» (1962), «Внутреннее содержание» (окончен в 1966) , с творчеством которого, близко, я познакомился в далёком 2005 году, находясь в командировке в Тайшете. Я уже писал и про Сростки и про Манжерок...про Усть-Сему, где у Чайной на развилке Чуйского и Чемальского трактов начинается фильм.
Не задумываясь про это (а точнее и не зная) про Чайную мы услышали от девочки-экскурсовода, и вернувшись на базу (вай-фай рулит) пересмотрели фильм. А потом, сколко наших вылазок начиналось от этой развилки
НО, ВЕРНЁМСЯ К ФИЛЬМУ!
Режиссёром и автором сценария выступил сам Шукшин, кому, как не ему было рассказать о жизни этих мест как не ему-уроженцу Сростков, до которых рукою подать. Да и Суртайка-Родина главного героя -Пашки Пирамидона тут же, рядом
Много в каких фильмах снялся Леонид Куравлёв, но считаю, что лучше и искринее роли у него нет. Даже удивительно как москович Куравлёв вжился в роль деревенского шофёра-балагура.
Отправленный в командировку в колхоз, бесшабашный Пашка умудряется и влюбится и совершить подвиг. Но при этом чувствуется внутренняя неудовлетворённость парня (хотя, Куравлёву на момент съёмки - почти тридцать... ) от одиночества. Есть женщины с которыми он крутит романы, но явно не соответсвующие запросу Павла на роль жены.
При этом Павел с непосредсвенной лёгкостью умудряется свести тётку Анисью (Нина Созонова) с коллегой, старым водителем Кондратом Степановичем (Борис Балакин). Пашка, вроде, запросто может подкатить, в наглую, к понравившейся библиотекарше (в которую, как ему кажется, он влюбился), влезть ночью в её окно, и быть, прям таки джентельменом ведущим светскую беседу с случайной попутчицей.
Попутчицей, ехавшей с ним меж бомами и шумной Катунью, по крутым поворотам Чуйского тракта..
Там где у обрывов стоят таблички в память о погибших шоферах - труженниках Чуйского тракта...везущих грузы через опасные перевалы
От работы Пашка не бегает, но и не гонится за длинным рублём. А ещё...Пашка -внучатый племянник барона Мюнхгаузена - ВРЁТ ПАШКА И НЕ КРАСНЕЕТ!
Но, скорее лукавит, а точнее - трепется, для создания весёлого настроения. Чешет , заикаясь, всем - библиотекарше, попутчице, Катьке-разведёнке, ребятам в клубе, соседям по больничной палате
и хорошенькой журналистке (Белла Ахмадулина) молодёжной газеты, приехавшей брать интервью
о подвиге совершённом Пашкой, хотя сам Пашка героизмом своим и не хвастает, хотя, врёт он, говоря что с дуру прыгнул в горящий грузовик, спасая нефтебазу от взрыва
совершает свой подвиг по той самой бесшабашности русской-народной, когда сам погибай, а товарищей выручай, потому что жизнь то вроде как и не важна когда...хотел написать что то умное, но, одно словоблудие. Потому что он-простой сельский шофёр, Пашка Пирамидон, из села Суртайка, и если не отгонит он этот горящий грузовик то будет беда. Но не про это он рассказывает он окружающим
Режисёрский дебют Шукшина, великолепнийшая игра Куравлёва. Виды Горного Алтая, шумящие воды Катуни. Всем кто не смотрел - рекомендую посмотреть. Смотревшим-пересмотреть, увидеть места знакомые в живую ну и всем не читавшим - прочитать рассказы Шукшина.