Найти тему
Чтение это любовь!

Вечная проблема отцов и детей

Расскажу о прочитанной сегодня книге автора Селеста Инг "Все, чего я не сказала" .

Лидия мертва. Но они пока не знают. 3 мая 1977 года, половина седьмого утра, никто не знает ничего, кроме безобиднейшего факта: Лидия опаздывает к завтраку… .Так начинается (и заканчивается) история очередной Лоры Палмер - семейная история ложных надежд и умолчания. .Мэрилин - амбициозная девушка с американского Юга, мечтает стать врачом в годы, когда от женщины ожидается скорее склонность к домоводству, чем профессиональная карьера; мечтает быть особенной в мире, где ей заранее назначена роль. Джеймс - потомок китайских иммигрантов, полулегально приехавших в США, всю жизнь особенный по рождению, мечтает быть как все, слиться с обстановкой, перестать выделяться. Эти двое любят друг друга, видят друг в друге отражение своих грез. Но грезы рассеиваются, жизнь берет свое, и поэтому родители назначают старшую дочь ответственной за осуществление несбывшегося. Из лучших, разумеется, побуждений. Оба надеются, что дочь добьется того, чего не досталось им: мать желает ей профессиональной реализации и признания, отец - любви и популярности среди сверстников.

Маленькая девочка становится центром семейной вселенной. Ее старший брат и младшая сестра отходят на задний план - родители любят их, но не видят, потому что все их надежды сосредоточены на Лидии. И маленькая травмированная девочка Лидия день за днем изо всех сил старается осуществить неосуществленные родительские планы - потому что маленькие дети любят родителей, не могут их не любить, хотят, чтобы родители были счастливы, не умеют сказать им "нет". Лидия усердно зубрит физику и биологию, не питая ни малейшего интереса к естественным наукам, потому что мать так и не стала врачом, но мечтает о том, чтобы врачом стала дочь. Лидия в одиночестве ходит на танцы и в кино, притворяясь, будто развлекается с подругами, потому что отец никогда ни с кем не дружил, но мечтает о том, чтобы дочь была душой компании. Однако со временем маленькая девочка вырастает в раздраженного подростка и начинает смутно догадываться, что, пожалуй, пора понять, чего хочет она сама, и что нельзя пожертвовать своей жизнью ради родительских воздушных замков.

Отношения в семье - довольно изолированной по любым меркам и вообще странной в условиях, где запрет на межрасовые браки был признан противозаконным всего лет десять назад, - строятся на умолчаниях. У всех внутри тихо курится ярость, и бессилие, и страх, и отчаяние. Все заперты внутри своих голов, но никто никому ничего не говорит. Умолчание - тоже ложь, даже если оно задумано во спасение. Двое взрослых и трое детей изо дня в день умалчивают о важном. Родители подменяют реальность фантазиями, выдают желаемое за действительное. Дети стискивают зубы и молча подыгрывают. Взаимопонимание без слов порой тоже возможно, но слишком хрупко. И когда девочка, измученная необходимостью годами лгать и говорить "да", когда хочется заорать "нет", решает вырваться из этой клетки, случается то, что случается.

"Все, чего я не сказала" - история о лжи во спасение, которая не перестает быть ложью. О том, как травмированные родители невольно травмируют детей. О том, что родители способны сделать со своими детьми из любви и лучших побуждений. И о том, наконец, что порой молчание убивает.

Страшно быть ребенком и не соответствовать ожиданиям родителей.

Страшно быть родителем и навязывать собственные ожидания ребенку.

Страшно клясться, что никогда не будешь, как отец или мать – и в точности повторять их ошибки.

Страшно не видеть этого.

Страшно увидеть, когда уже нельзя исправить.

Выжившие персонажи этой книги будто соревнуются за жалость читателя, демонстрируя несбывшиеся надежды.

Джеймс кричит: «Пожалейте меня, я так и не стал своим в этой свободной стране».

Мэрилин вторит ему: «Нет, пожалейте меня, я потеряла все амбиции и мечты».

Старший сын Нэт молчит – ему не с кем поделиться своей ненужностью, но молчание тоже задумано вызвать жалость и получить немного внимания: «Пожалейте меня, я старший сын, почему из Лидии сделали идола?»

Лидия мертва – вроде ее должно быть жаль больше всех. Она жертва глупых некомпетентных родителей, которые сами не стали взрослыми, пестуя детские болячки и обидки, словно игрушки. Смерть принесла ей свободу – душераздирающая правда.

Единственная, кого жаль, - это малышка Ханна, которая умеет быть невидимкой. Она не жалуется, да ее бы и не услышали.

Услышат ли теперь – когда Лидия мертва? Автор дает такую надежду, но реалисту-скептику сложно в это поверить. Жизнь привела меня к выводу, что такие, как Мэрилин и Джеймс, не меняются. Увы.

Эта книга о том, как НЕ НАДО. Тяжелая, жуткая, удушающая. После нее остаются страх, злость и множество вопросов ..

Книга об отношении родителей и детей. После прочтения начинаешь осознавать насколько иногда желания и надежды родителей не совпадают с желаниями детей. И ведь не обязательно, чтобы они совпадали. Надо научиться понимать, что у детей своя жизнь, со своими целями, ошибками, стремлениями. Ребенок в первую очередь должен быть собой.

В романе прекрасно показано, как навязывание неудавшихся стремлений родителей влияет на жизнь детей

Рекомендую к прочтению всем без исключения.

Селеста Инг
Селеста Инг

Знакомы ли вы с творчеством автора ?

Какие у вас отношения с родителями или детьми ?