"Начало" — советская мелодрама 1970 года, снятая Глебом Панфиловым на базе киностудии "Ленфильм".
Удачно дебютировав в полнометражном кино с картиной "В огне брода нет" и получив главный приз "Золотой леопард" Международного кинофестиваля в Локарно, Глеб Панфилов со своей супругой Инной Чуриковой хотели снять картину про Жанну д'Арк. Они долго оббивали пороги начальства, но разрешения на съёмки так и не получили. В итоге родилась идея фильма "Начало" — фильма в фильме, про начинающую актрису из маленького города, которой повезло получить главную роль Жанны д'Арк.
Михаил Кононов сыграл не только соседа по коммуналке главной героини, но и шута в эпизоде казни Жанны д'Арк.
Городок Речинск снимали в Муроме, именно там героиня Чуриковой ходила на танцы, гуляла по улицам. Глеб Панфилов объяснял свой выбор: "Муром, по-моему, это истинно русский город, с традициями народной старины. Именно таким мне представляется Речинск, где живет Паша". Местные жители участвовали в массовке и даже дали на прокат велосипед Михаилу Кононову.
Фрагмент из фильма.
А сцены с Жанной д'Арк снимали недалеко от Мурома — в селе Спас-Седчино, где декораторы построили декорацию средневекового замка.
Сохранились впечатления Фаины Раневской об игре Инны Чуриковой: "В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: "Ешьте, это птица", как держалась, смотрела на него. И — делалась красивой! Талант делает человека красивым".
В первый год проката картину посмотрело почти 21 млн. советских граждан.
Опрос журнала "Советский Экран" признал Инну Чурикову лучшей актрисой 1970 года. В том же году зрители Болгарии оценили её талант и назвали лучшей зарубежной актрисой года за участие в фильмах "Начало" и "В огне брода нет". А в 1971 году на 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил "Серебряного льва", Инна Чурикова — золотого.
Слова Глеба Панфилова.
Глеб Панфилов рассказывал о том, как возникла идея фильма:
«Картина «Начало» зрела во мне задолго до того, как мы приступили к работе над сценарием. Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм «В огне брода нет». А если быть объективным, то и значительно раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе… Мне хотелось рассказать о рабочей девушке с непохожим на других"