(Boiler Room, 2000, США)
Когда до сиквела "Уолл-стрит" - "Уолл-стрит: Деньги не спят" (1987, 2010; обе картины Оливера Стоуна), - оставалось ещё долгих 10 лет, а "Волка с Уолл-стрит" Скорцезе не было даже в проекте, на мировые экраны вышла "Бойлерная" Бена Янгера. Картина, которая тоже вволю оттопталась на теме мутных биржевыж авантюр и кидалова, и которая была по духу, скорее, ближе к "Волку" с его молодёжно-хулиганским задором. Хотя, конечно, настолько беспардонных сцен в ней нет, да и без морализаторства ближе к развязке не обошлось.
Однако, несмотря на это, мир зубастых криминальных брокеров у Янгера тоже изображён во всём своём цинизме и хищности. А молодые и дерзкие в те годы Джованни Рибизи, Вин Дизель, Бен Аффлек, Скот Каан, Том Эверетт Скотт и другие отыграли свои роли живенько и по рок-н-ролльному.
Так же, как и в "Волке", местный главгерой Сет (Рибизи) поначалу никакая не акула финансового рынка, а... выгнанный из колледжа, скромный владелец подпольного казино. И всё у него на мази, да только его отца, судью, это изрядно напрягает: а вдруг правда о делишках сына однажды всплывёт и ударит по папкиной репутации?
И вот, дабы не подставлять родителя, Сет решает сменить работёнку. И поработать учеником у одного из игроков своего казино, который ворочает баблишком в некой брокерской компании - согласитесь, всё куда респектабельнее, чем разгружать вагоны или драить полы в закусочных.
И мир Больших Сомнительных денег принял Сета... нет, отнюдь не с распростёртыми объятьями.
Наоборот, ему ещё только предстояло доказать, что он опасный поцык готов рычать и кусаться, торгуя ценными бумагами. Однако чем дальше, тем всё больше напрягал Сета факт, что по своей сути его новые коллеги и наставники мало чем не отличались от гопоты из подворотни. С той лишь разницей, что они щеголяли в недешёвых костюмах, гоняли на спортивных "тачках" и отжимали денежки культурно и деликатно:
- Простите за беспокойство, сэр, но нет ли у вас случайно в кубышке финансовых накоплений? Не будете против, если мы вместе с вами их поищем? И пустим на благое дело - в помощь нуждающихся в новом "феррари", братков-брокеров?
К сожалению, несмотря на многообразную и нетривиальную тему, а также хорошее для режиссёра-дебютанта исполнение, в прокате картина Бена Янгера едва-едва вернула вложенные в неё 26 миллионов $. Как и сам он впоследствии выше этого своего "достижения" так и не поднялся, по сей день барахтаясь примерно на том же уровне известности (или, правильнее сказать, неизвестности).
Чего нельзя сказать об отыгравших в "Бойлерной", Рибизи и Дизеле (у Аффлека тут роль совсем крохотная, хоть и яркая), что прежде уже работали вместе у Спилберга в "Спасти рядового Райана". Популярность этих двоих и доселе пёрла вверх, и после не изменила ни курс, ни темп. Разве что "Бойлерная" на сей процесс вряд ли сильно повлияла, но всё равно было приятно видеть эти лица в этой истории, чего уж там. Пусть даже у Рибизи колоритнее выходят роли откровенных негодяев, чем местный излишне совестливый обманщик Сет.
***
В общем, почти забытая сегодня в тени "Волка с Уолл-стрит", но всё равно не утратившая актуальность и интересность, криминальная драма.
Кстати, тем из вас, кого от "Волка" вдруг тошнит (знаю, есть кинолюбы, не переваривающие его дикие трэш и угар), "Бойлерная", напротив, может очень даже прийтись по вкусу. Потому что рассказывает она о том же самом, но всё-таки в рамках приличий и более спокойным тоном. Который хоть и станет под конец слегка нравоучительным, но испортиться от этого фильм, к счастью, не успеет, благо и длится он, в отличие от трёх "волчьих" часов, терпимые два.