По мнению Алексея Кудрина, из-за второй волны пандемии коронавируса падение ВВП России по итогам текущего года может превысить прогноз Минэкономразвития и составить 4‒5%. Об этом глава Счетной палаты заявил на слушаниях по проекту бюджета на трехлетку, прошедших в Совете Федерации.
При этом, по мнению руководителя контрольного ведомства, необходимо переоценить прогноз по экономике государства на предстоящий, 2021 год.
«Бюджет основывается на макропрогнозе, согласно которому в 2021 году ожидается восстановительный рост. Должен сказать, что прогноз не учитывает второй волны COVID-2019, которая, по сути, к сожалению, началась. И тем самым падение ВВП этого года все-таки, наверное, будет больше, чем по официальному прогнозу, — где-то от 4% до 5%. Сейчас точных оценок еще не сделано, но понятно, что нам придется в начале года корректировать прогноз на 2021 год. Наверное, зима и первый квартал будут сложными по-прежнему для экономического роста. И показатели роста на следующий год тоже могут быть скорректированы», — заявил Алексей Кудрин (цитата по ТАСС).
Из истории вопроса
Согласно прогнозу Минэкономразвития, в текущем году ВВП России сократится на 3,9%, в следующем — вырастет на 3,3%, а в 2022–2023-м — не менее чем на 3%.
При этом в данном документе, опубликованном в сентябре, ведомство не учитывало возможность второй волны коронавируса, хотя и признавало ее главным источником рисков.
По мнению шефа-аналитика компании «ТелеТрейд» Петра Пушкарева, у главы Счетной палаты Алексея Кудрина более прагматичный и трезвый взгляд на экономику.
«Вторая волна заболеваемости коронавирусом активно накрывает Россию. Даже по официальной статистике, количество вновь заболевших, по данным на 6 октября, составило 11 615 человек, что выше майского пика [11 607 человек. — «Фингазета»]. В лидеры по заболеваемости предсказуемо вырвалась Москва с 4082 заболевшими. Мы вновь слышим разговоры о режиме самоизоляции и переводе работников на удаленную работу. Безусловно, власти сделают все, чтобы не вводить полномасштабный национальный карантин, однако риск введения значительных ограничений на передвижение граждан, закрытия ряда предприятий и секторов экономики в отдельных регионах весьма велик. Следует помнить, что только Москва генерирует более одной пятой всего российского ВВП», — объясняет эксперт.
По его оценке, вторая волна прежде всего чревата падением спроса в секторах услуг, питания, транспорта и туризма. Многие из этих сфер до сих пор не оправились от падения спроса после первой волны.
«Новые возможные ограничения не оставят никаких надежд на восстановление потребления хотя бы до половины прошлогоднего финансового результата. Частичное закрытие экономики отдельных развитых стран ударит по экспортным отраслям — это прежде всего нефтегазовый сектор, металлы и добыча руды. Таким образом, можно говорить, что ВВП России может снизиться в текущем году на 5‒6%», — полагает Петр Пушкарев.
Более того, он уверен, что возможные ограничения, связанные с коронавирусом, могут повлиять на экономическую деятельность и в начале предстоящего года.
«Многое будет зависеть о тех шагов, которые предпримут российские власти в текущий момент, а также продолжения процесса восстановления мировой экономики. Вероятно, с середины 2021 года будет наблюдаться определенное восстановление доходов работников, но именно по сравнению с текущей ситуацией. А реальные доходы граждан в среднем, вероятнее всего, так и не восстановятся до уровня начала 2020 года», — прогнозирует эксперт.
Согласно его оценке, экономика, хоть и покажет восстановительный рост и даже, может быть, достигнет трех процентов, однако уровней 2019 года ей не добиться как минимум до 2023 года.
«Говорить о возвращении на траекторию экономического роста уровня 2013 года в ближайшие пять-семь лет не представляется реалистичным», — резюмирует Петр Пушкарев.