Найти в Дзене
Lost Art

Поль Гоген - Девушка перед открытым окном (1888) (Предположительно уничтожена в 2013 году)

Кражу из музея Кюнстхал (Роттердам, Нидерланды), произошедшую около трех часов ночи 16 октября 2012 года, мгновенно окрестили ограблением века. Неизвестными были украдены сразу 7 шедевров, включая картины Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Люсьена Фрейда и Поля Гогена. Стоимость украденного (если вообще допустимо говорить о стоимости) оценивалась по разным данным вплоть до 350 миллионов

Кражу из музея Кюнстхал (Роттердам, Нидерланды), произошедшую около трех часов ночи 16 октября 2012 года, мгновенно окрестили ограблением века. Неизвестными были украдены сразу 7 шедевров, включая картины Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Люсьена Фрейда и Поля Гогена. Стоимость украденного (если вообще допустимо говорить о стоимости) оценивалась по разным данным вплоть до 350 миллионов долларов.

В этой краже поражала каждая деталь: от профессионализма воров (вся операция заняла у них невероятные 2 минуты и 48 секунд) до удивительной выборки украденных картин. Так, например, воры не взяли висящий в том же зале натюрморт Ван Гога. Судя по всему, они понимали, что срывают куш покрупнее. Все говорило о блестящей организации кражи и почти не оставляло надежды на то, что эти картины когда-либо удастся увидеть снова.

Самые пессимистичные ожидания действительно сбылись, но совсем по другой причине.

Летом 2012 года группа молодых ребят из Румынии приехала в Нидерланды на заработки. Не имея привычки зарабатывать деньги законным способом, девушки занялись проституцией, а парни отправились на поиски того, что плохо лежит. Сначала они подумали обчистить Музей истории, но ракушки и окаменелости не были похожи на то, что легко продать. И тут на глаза им попалась реклама выставки авангардного искусства в музее Кюнстхал. Это уже звучало как нечто действительно ценное.

Перед тем как совершить свою кражу, они несколько раз посетили музей, чтобы изучить систему безопасности и выбрать наиболее подходящие картины… Подходящие по весу и размеру. Они не выбирали специально ни Пикассо, ни Гогена. Неизвестно, знали ли они вообще имена этих художников. Они взяли просто то, что было легче всего унести. К слову сказать, страховая стоимость похищенных картин составляет около 18 миллионов евро, что значительно ниже стоимости, тиражируемой в СМИ.

И хотя группе румынских деревенских парней действительно удалось, используя методы, опробованные на квартирах и складах родной Румынии, провернуть эту кражу, что делать дальше с картинами никто из них не имел никакого представления. Ведь одно дело украсть картину и совсем другое дело – ее продать. Сложно выставить на продажу то, что во всех реестрах указано как краденное имущество.

В итоге горе-ворам пришлось вернуться в родную деревню в Румынию, где через несколько месяцев, в январе 2013 года, они были арестованы. И эта история могла бы закончиться хорошо, если бы не материнская любовь.

Мать одного из арестованных воров, решив, что поговорка «нет тела – нет дела» придумана не просто так, сожгла ночью 17 февраля 2013 года в печи собственного дома все семь украденных картин, даже не вынимая их из сумки, о чем она впоследствии призналась полиции, надеясь, что теперь-то ее сына точно отпустят. И хотя через какое-то время она отказалась от своих слов (возможно, узнав, что за уничтожение культурных ценностей в Румынии дают даже больше, чем за их кражу), к сожалению, с большей долей вероятности, она действительно их сожгла. По крайней мере в печи ее дома были обнаружены медные гвоздики и пигменты, которые использовали художники в конце 19 века.

Одной из украденных картин была «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена. Гоген написал ее в 1888 году, в тот период, когда завершался его переход от импрессионизма к новому видению искусства. На картине изображена Луиза Ламур, племянница почтмейстера из Понт-Авена, Бретань, в чьем доме собирались художники, основоположники синтетизма, лидером которых являлся Гоген.

Девушка сидит перед неестественно большим открытым окном (никак не соотносящимся с размером его правой створки), спиной к берегу Бискайского залива, лицом к зрителю, но взгляд ее задумчиво устремлен сквозь вас. Возможно, она думает о предстоящей свадьбе со знакомым Гогена по Понт-Авенскому кружку, Эрнестом де Шамелларом. Изобразив море и лицо девушки в достаточно импрессионистском стиле, Гоген выделил обжигающе красным голову и сердце девушки, приглашая нас окунуться в мир мыслей и чувств Луизы Ламур, такой же бескрайний и волшебный как море… или такой же пугающий, как ее отражение в створке окна.