Кражу из музея Кюнстхал (Роттердам, Нидерланды), произошедшую около трех часов ночи 16 октября 2012 года, мгновенно окрестили ограблением века. Неизвестными были украдены сразу 7 шедевров, включая картины Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Люсьена Фрейда и Поля Гогена. Стоимость украденного (если вообще допустимо говорить о стоимости) оценивалась по разным данным вплоть до 350 миллионов долларов.
В этой краже поражала каждая деталь: от профессионализма воров (вся операция заняла у них невероятные 2 минуты и 48 секунд) до удивительной выборки украденных картин. Так, например, воры не взяли висящий в том же зале натюрморт Ван Гога. Судя по всему, они понимали, что срывают куш покрупнее. Все говорило о блестящей организации кражи и почти не оставляло надежды на то, что эти картины когда-либо удастся увидеть снова.
Самые пессимистичные ожидания действительно сбылись, но совсем по другой причине.
Летом 2012 года группа молодых ребят из Румынии приехала в Нидерланды на заработки. Не имея привычки зарабатывать деньги законным способом, девушки занялись проституцией, а парни отправились на поиски того, что плохо лежит. Сначала они подумали обчистить Музей истории, но ракушки и окаменелости не были похожи на то, что легко продать. И тут на глаза им попалась реклама выставки авангардного искусства в музее Кюнстхал. Это уже звучало как нечто действительно ценное.
Перед тем как совершить свою кражу, они несколько раз посетили музей, чтобы изучить систему безопасности и выбрать наиболее подходящие картины… Подходящие по весу и размеру. Они не выбирали специально ни Пикассо, ни Гогена. Неизвестно, знали ли они вообще имена этих художников. Они взяли просто то, что было легче всего унести. К слову сказать, страховая стоимость похищенных картин составляет около 18 миллионов евро, что значительно ниже стоимости, тиражируемой в СМИ.
И хотя группе румынских деревенских парней действительно удалось, используя методы, опробованные на квартирах и складах родной Румынии, провернуть эту кражу, что делать дальше с картинами никто из них не имел никакого представления. Ведь одно дело украсть картину и совсем другое дело – ее продать. Сложно выставить на продажу то, что во всех реестрах указано как краденное имущество.
В итоге горе-ворам пришлось вернуться в родную деревню в Румынию, где через несколько месяцев, в январе 2013 года, они были арестованы. И эта история могла бы закончиться хорошо, если бы не материнская любовь.
Мать одного из арестованных воров, решив, что поговорка «нет тела – нет дела» придумана не просто так, сожгла ночью 17 февраля 2013 года в печи собственного дома все семь украденных картин, даже не вынимая их из сумки, о чем она впоследствии призналась полиции, надеясь, что теперь-то ее сына точно отпустят. И хотя через какое-то время она отказалась от своих слов (возможно, узнав, что за уничтожение культурных ценностей в Румынии дают даже больше, чем за их кражу), к сожалению, с большей долей вероятности, она действительно их сожгла. По крайней мере в печи ее дома были обнаружены медные гвоздики и пигменты, которые использовали художники в конце 19 века.
Одной из украденных картин была «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена. Гоген написал ее в 1888 году, в тот период, когда завершался его переход от импрессионизма к новому видению искусства. На картине изображена Луиза Ламур, племянница почтмейстера из Понт-Авена, Бретань, в чьем доме собирались художники, основоположники синтетизма, лидером которых являлся Гоген.
Девушка сидит перед неестественно большим открытым окном (никак не соотносящимся с размером его правой створки), спиной к берегу Бискайского залива, лицом к зрителю, но взгляд ее задумчиво устремлен сквозь вас. Возможно, она думает о предстоящей свадьбе со знакомым Гогена по Понт-Авенскому кружку, Эрнестом де Шамелларом. Изобразив море и лицо девушки в достаточно импрессионистском стиле, Гоген выделил обжигающе красным голову и сердце девушки, приглашая нас окунуться в мир мыслей и чувств Луизы Ламур, такой же бескрайний и волшебный как море… или такой же пугающий, как ее отражение в створке окна.