Найти тему

Как я училась на музейщика во Франции

Оглавление
Университет Пуатье. Один из корпусов в центре города
Университет Пуатье. Один из корпусов в центре города
Университет Пуатье. Внутренний двор
Университет Пуатье. Внутренний двор

Всем привет! Меня зовут Анастасия, я люблю историю, музеи и путешествия. Сегодня я расскажу об особенностях подготовки музейных специалистов во Франции.

В 2018 году я отправилась на учебу в славный город Пуатье, поступив на второй курс магистратуры «История искусства, наследие, музеи». Учеба проходила полностью на французском языке. Честно говоря, ожидала, что учебная программа будет гораздо более насыщенной, но это оказалось совсем не так. Не было общеобразовательных предметов – истории, литературы, философии и т.п. Их, видимо, изучают на бакалавриате. Не было лекций по истории музейного дела, практически не говорилось о музейной теории, педагогике, экскурсоведении. Гораздо больше внимания уделялось следующим практическим сторонам музейной работы: законодательство, функционирование малых музеев, антикварный рынок, основы консервации и реставрации. Один из дней проходил полностью в музее, что давало возможность познакомиться с разными аспектами музейной работы, которые ранее обсуждались на занятии. Значительная часть материала была мне знакома по учебе в родном СПбГИК, что очень радует: наше музейное образование ничуть не уступает европейскому. А вот курс о феминизме и толерантности я считаю совершенно неуместным.

Некоторые лекции были посвящены подготовке к государственному конкурсу, успешное прохождение которого позволяет устроиться на постоянную работу в музее. Это особенность Франции: одного диплома недостаточно, нужно еще и конкурс пройти.

Главное событие учебного года – практика. Длится она от двух до четырех месяцев, причем за нее платят деньги: примерно 3,5 евро за час работы, если практика длится больше 3 месяцев. Ради такого приятного бонуса я переехала в город Мо, расположенный в получасе езды от Парижа. Практика - дело серьезное: нельзя просто так сказать студенту «приходи в последний день, мы тебе печать поставим». Нет! Я честно трудилась четыре месяца: занималась описанием и атрибуцией предметов, вела документацию, готовила предметы к выставкам (их было целых три, причем одна – в США), переводила русские надписи и составляла аннотации к русским книгам. Большая часть времени была занята написанием диплома, для чего пришлось поработать в музейной библиотеке. Практика проходила очень увлекательно и плодотворно.

Очень грустно было расставаться с музеем, к которому я так привыкла, но меня ждала еще одна особенность французской магистратуры – защита диплома в сентябре. Довольно странное это ощущение: у всех вокруг начало учебного года, а у меня - окончание.