В ходе исследования, проведенного в 1990-е годы, участники вспоминали, как в детстве потерялись в торговом центре.
Некоторые поделились воспоминаниями в мельчайших деталях, кто-то даже припомнил, как на помощь пришёл старик, одетый во фланелевую рубашку.
Однако никто из этих людей на самом деле никогда не терялся в торговом центре.
Ложные воспоминания возникли у них после того, как проводившие опыт психологи рассказали испытуемым, что те когда-то потерялись, пускай и не помнят об этом случае, а вслед за ними этот «факт» подтвердили родители.
И таких людей, кто «вспомнили», что когда-то якобы потерялись, было не один и не два, а четверть участников эксперимента.
Возможно, в это трудно поверить, но результаты исследования отражают довольно распространённое явление: нашим воспоминаниям не всегда можно верить. И хотя до сих пор точно неизвестно, чем на уровне нервной системы вызваны эти заблуждения, в ходе исследований удалось выявить некоторые самые распространённые случаи, в которых воспоминания расходились с тем, что же произошло на самом деле.
Эксперимент с торговым центром показывает насколько порой информация, полученная от внешних источников, таких как другие люди или средства массовой информации, неосознанно встраивается в наши воспоминания. Подобного рода внушаемость — лишь один из примеров влияния на нашу память.
Рассмотрим другой эксперимент, в котором исследователи на короткое время показывали группе участников выбранные наугад фотографии, включая снимки студенческого городка, где прежде никто из испытуемых не бывал. Когда фото вновь демонстрировали три недели спустя, большинство участников отметило, что им, скорее всего или даже наверняка, в прошлом доводилось бывать в этом студенческом городке.
Участники неправильно интерпретировали информацию из контекста, посчитав ранее увиденную картинку воспоминанием о якобы пережитом ощущении.
Ещё в одном опыте испытуемым показали изображение увеличительного стекла, а затем попросили представить себе леденец. Люди часто вспоминали, что видели леденец вместе с увеличительным стеклом. Их сознание не могло совместить предметы в правильном контексте: видели ли они их в действительности или только представляли себе.
В ходе другого экспериментального опроса по изучению влияния на память психологи поинтересовались мнением 2 000 человек относительно легализации марихуаны. Участники эксперимента отвечали на вопросы дважды — в 1973 и 1982 годах.
Те, кто в 1973 году поддерживали легализацию марихуаны, но в 1982 выступили против, с бо́льшей долей вероятности припоминали, что и в 1973 году были против, таким образом их прошлые взгляды «подстраивались» под мнение в настоящем.
Наши сегодняшние мнения, эмоции и переживания могут влиять на воспоминания об ощущениях в прошлом.
Ещё в одном эксперименте учёные дали двум группам участников предварительную информацию о ходе прошедшей войны и попросили оценить вероятность победы каждой из сторон.
Каждая группа получила одинаковую информацию, но только одной из них сказали, кто же на самом деле выиграл войну, а другая группа об этом не знала.
В теории ответы обеих групп должны были совпасть, поскольку на вероятность победы каждой из сторон не оказывает влияние сам факт того, кто в реальности одержал победу. Группа, которая знала, как на самом деле закончилась война, оценила шансы победителей на успех выше, чем другая группа.
Подверженность памяти ошибкам может иметь последствия в реальной жизни.
Наводящие вопросы, используемые полицией при допросах свидетелей и подозреваемых, может привести к внушаемым ошибочным опознаниям и ненадёжным показаниям. Но даже и без наводящих вопросов искаженные воспоминания могут внести сумятицу в свидетельские показания.
Если в ходе судебного заседания судья сочтет улику неприемлемой и попросит присяжных игнорировать её, сделать это может быть не так-то просто.
В ходе лечения, если пациент обращается за подтверждением диагноза и при этом второй врач знает о диагнозе, поставленном первым врачом, эта информация может повлиять на мнение второго врача.
Наши воспоминания не являются незыблемыми представлениями о реальности, они — ее субъективное восприятие. И это не обязательно представляет проблему.
Сложности возникают, когда мы начинаем относиться к памяти как к фактам, а не принимать во внимание истинную природу наших воспоминаний.