Найти тему

«Имя» в Библии

«Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоё!»

(Лук. 23:42)

С этой статьи хотелось бы начать небольшой цикл, направленный на изучение символического языка Библии, не зная который, люди часто откладывают чтение этой книги книг в лучшем случае с недоумением. Причиной тому – непонимание скрывающейся за каждым библейским словом особой символики, а вместе с этим и вечных смыслов, за которыми скрыты смыслы, относящиеся к основам бытия нашего мира, истории человека и его предназначению. Читатель, не понимающий этого языка, часто видит в прочитанном тексте банальности или даже бессмыслицу.

Первое слово-символ, которое предлагается разобрать – это «ИМЯ». По ходу мы встретимся с другими важными для понимания писания словами-терминами.

Первый раз в Библии слово «имя» встречается в сочетании с глаголом «нарекать». В книге «Бытие» Адам по Божьему повелению дает имена всем животным: «И наречé Адáмъ именá всѣ́мъ скотóмъ, и всѣ́мъ пти́цамъ небéснымъ, и всѣ́мъ звѣрéмъ земны́мъ» (2:20). Наречь имя может только, тот, кто познал нарекаемое, владеет им или предназначен к этому.

Но хронологически, а не текстуально, первый, Кто «нарекает имя», является Сам Творец, что мы узнаем из родословия Адама по линии его сына Сифа: «Сiя́ кни́га бытiя́ человѣ́ча, въ óньже дéнь сотвори́ Бóгъ Адáма, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó, мýжа и женý сотвори́ и́хъ и благослови́ и́хъ: и наречé и́мя емý Адáмъ, въ óньже дéнь сотвори́ и́хъ» (5:1-2).

При этом праотец Адам олицетворяет в себе всех созданных Богом людей, на что указывает множественное число: («въ óньже дéнь сотвори́ и́хъ»). То есть, по сути, все люди земли являются Адам, так как это имя и «человек» на древнееврейском языке обозначаются одним словом.

В Бытии описываются две линии потомков Адама: Каина и Сифа. Сочетание «нарек имя» встречается довольно редко. Кроме вышеуказанных случаев это:

Когда Адам дает имя своей жене сразу после грехопадения: «И наречé Адáмъ и́мя женѣ́ своéй жи́знь, я́ко тá мáти всѣ́хъ живýщихъ» (Ева – жизнь).

При наречении имени Сифу, рожденному взамен убитого Авеля. Первый раз: «Познá же Адáмъ Е́ву женý свою́: и зачéнши роди́ сы́на, и именовá и́мя емý Си́ѳъ, глагóлющи: воскреси́ бо ми́ Бóгъ сѣ́мя другóе, вмѣ́сто А́веля, егóже уби́ Кáинъ» (4:25). И еще: «Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду своемý и по о́бразу сво­емý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ» (5:3). В последней фразе нам сообщается крайне важная мысль. Адам рождает Сифа «по ви́ду своемý и по о́бразу сво­емý», что несомненно заставляет нас вернуться к моменту, когда Бог только «замысливал» сотворить человека: «И речé Бóгъ: сотвори́мъ человѣ́ка по о́бразу Нáшему и по подóбiю». В обоих случаях общее – это «по образу». И это понятно – каждый человек несет в себе образ Творца, и образ этот передается нам через наших родителей, как потомков первозданного Адама. Отсутствие слова «подобие» объясняется тем, что уподобление Богу является личной целью каждого человека и не может передаваться по наследству через плоть.

Сиф также «нарекает» имя своему первенцу: «И Си́ѳу бы́сть сы́нъ: именовá же и́мя емý Енóсъ: сéй уповá призывáти и́мя Гóспода Бóга».

Наконец, отец Ноя Ламех (не путать с Ламехом из каинской династии) нарекает ему имя: «И поживé Ламéхъ лѣ́тъ стó óсмьдесятъ óсмь и роди́ сы́на, и наречé и́мя емý Нóе…» (5:28).

В большинстве же случаев описания родословий по обеим линиям потомков Адама Библия нам сообщает лишь их последовательный перечень, то есть, кто кого родил. Но при описании потомков Каина сочетание «нарек имя» не встречается ни разу.

И это не случайно. Причина всегда уточняется специально и как бы подразумевает некие заслуги или предназначения. Бог нарекает имя Адаму – первому человеку как созданному по Своему образу. Адам нарекает имя жене как матери всех живущих, Сифу как рожденному на замену праведному Авелю, закланному Каином. Сиф нарекает имя первенцу Еносу как первому уповавшему призывать имя Господа Бога. Наконец, отец Ноя нарекает ему имя, так как он «обрѣ́те благодáть предъ Гóсподемъ Бóгомъ» и ему предстоит спасать род человеческий.

Для нас совершенно естественно, что имя человеку дается его родителями, и мы даже не обращаем внимания на богословское содержание этого явления. А явление это напрямую связано с одним из ключевых понятий всего Священного писания – СЫНОВСТВО, символике которого стоит посветить отдельную статью. Здесь лишь скажем, что именно через это понятие, которое в своей основе раскрывается исключительно через образ ОТЦА, становится понятен и смысл наших отчеств. Именно через отчество мы как бы соглашаемся с признанием своего родословия от общего для всех отца Адама, первого человека, сотворенного по образу Творца. Поэтому не случайно евангелист Лука, сообщая нам родословие Иисуса Христа, заканчивает его словами: «… Сифов, Адамов, Божий»! (Лк. 3:23-38). То же самое касается и наших фамилий, через которые мы признаем свою причастность к одному из родов всего многообразия людей.

Обратим внимание, что в родословии первых поколений людей указаны только отцы и только имена их сыновей-первенцев.

Но в Библии вместо слова «родословие» также стоит словосочетание «книга бытия человеков», которое используется только при описании рода сифитов. И на это сделан особый акцент. В первых строках пятой главы мы читаем: «Сiя́ кни́га бытiя́ человѣ́ча, въ óньже дéнь сотвори́ Бóгъ Адáма, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó.

Но ведь и у потомков Каина есть свое родословие. Но ни Каин после заклания им праведного Авеля и его ухода от лица Господа, ни его потомки не входят в «книгу бытия человеков». Еще эта книга называется «книга жизни», которая часто упоминаемая как в Ветхом, так и в Новом заветах. См. (Лук. 10:20), (Откр. 3:5, 20:12, 20:15), (Пс. 68:29), (Иссая 4:3), (Филип. 4:3). Кстати еще, время жизни указывается только для потомков Сифа. У каинитов есть только список имен.

В перечне потомков Каина с определенного момента «родословие» показывается уже не от отца, а от матерей, и впервые говорится, что родил, не Ламех, а его жена. (Понятно, что не о физиологии самого процесса рождения идет речь). Также впервые появляется имя дочери. «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами…. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема» (4:19-22). Отметим, что дети Ламеха это фактически последние прямые потомки Каина. Именно при них произойдут самые страшные события, после которых последует конец первой цивилизации. О событиях этих Библия сообщает нам скупо, но емко. Во-первых, нам рассказывается, что Ламех возможно был первым двоеженцем, и он убил неких двух людей: мужа и отрока (Есть разные мнения по поводу того, кто были эти люди. По одной из версий, уже старый и слеповатый Ламех во время охоты случайно убил своего прапрадеда Каина и чуть ли не собственного сына Тувалкаина. Что в этом придании правда, а что нет, разобраться сложно, но на ее правдоподобие указывает упоминание Ламехом имени Каина в своем плаче перед женами. Вряд ли, мы можем допустить мысль, что до этого случая за все века существования каинского рода не произошло ни одного, даже непреднамеренного убийства).

Но главное, в родословии каинитов появляются имена жен и одной из дочерей Ламеха. И это некий сигнал. Зная, что на детях Ламеха заканчивается описание рода каинитов, мы можем догадаться, что его дочери и дочери его сыновей и были теми «дочерьми человеческими», который вошли в общение с сифитами (названными в Бытии «сынами Божьими»). О последних сказано: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (6:2). А до этого отдельно отмечено: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери» (6:1). Хотя мы понимаем, что дочери рождались и ранее, как у каинитов, так и у сифитов. После «смешения» потомков двух родов появляется новая генерация людей, о которых в синодальном переводе Библии сказано обманчиво неточно: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (6:4). «Славные люди» – не в положительном смысле, как достойные славы, а в значении славящие себя. В церковно-славянском варианте этот стих переведен точнее: «Исполи́ни же бя́ху на земли́ во дни́ о́ны: и потóмъ, егдá вхождáху сы́нове Бóжiи къ дщéремъ человѣ́ческимъ, и раждáху себѣ́: тíи бя́ху исполи́ни, и́же от вѣ́ка, человѣ́цы имени́тiи». (Термин «исполины» также обманчив, так как в нашем языке имеет положительную окраску. На самом деле это перевод с древнегреческого слова «гигантес». Вероятно, эти потомки двух родов были огромного роста. В других книгах Библии также есть упоминания о подобных гигантах. Они также называются нефилимами, гибборимами и рефаимами. Современная археология располагает множеством примеров находок в разных слоях земли скелетов людей, достигавших нескольких метров роста).

Но для нас важен термин «именитые» (от слова «имя»). «Люди именитые» означает прославляющие свое имя вместо имени Божьего, что и выражено в словах о Духе Божьем, пренебрегаемом теми людьми. Но не только. «Именитые» также может значить – «делающие себе имя». Этот оборот мы рассмотрим, когда коснемся вавилонской истории. Итак, среди людей происходило всеобщее (за исключением семьи Ноя) отступление от Бога. В Библии это выражено так: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они суть плоть…» (6:3). То есть, делая себе имя и гонясь за своей лишь славой (вместо славы Творца), допотопные люди неминуемо стали одной лишь «плотью», что означает полное обмирщение людей с заботой только о земных делах и забвение Творца. И как результат: «Ви́дѣвъ же Госпóдь Бóгъ, я́ко умнóжишася злóбы человѣ́ковъ на земли́: и вся́къ помышля́етъ въ сéрдцы своéмъ прилѣ́жно на злáя во вся́ дни́…». Или в синодальном переводе: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5). И «Растлѣ́ся же земля́ предъ Бóгомъ, и напóлнися земля́ непрáвды. И ви́дѣ Госпóдь Бóгъ зéмлю, и бѣ́ растлѣ́нна: я́ко растли́ вся́ка плóть пýть свóй на земли́» (6:11-12).

Библия ничего не сообщает нам о том, в чем проявлялись злые дела живших тогда непонятных для нас «исполинов», но мы узнаем, что Бог смотрит не на поступки, а на сердце человека, их совершающего. И этого достаточно для окончательного суда. (Кстати, несмотря на стремление допотопных исполинов прославиться и оставить после себя имя, имен их в истории как раз почти не сохранилось. Хотя, некоторые считают, что под именами исполинов скрываются боги из мифологий разных народов. Например, Тувалкаин это якобы никто иной, как бог из римского пантеона Вулкан, названный в Бытии ковачом всех орудий из меди и железа).

После описания событий спасения семьи Ноя и всех, кто был в ковчеге, писание сообщает, что уцелевшее после потопа человечество, осталось по сути прежним и также подверженным тем же страстям, что и прежнее. Проникая в суть «новых» людей, «сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (8:21).

(Здесь следует остановиться на слове «зло» в этом и подобном ему стихах. В церковно-славянском в большинстве случаев вместо «зло» стоит термин «лукавое». Но «зло» и «лукавое» даже грамматически разные понятия. В одном случае – существительное, в другом – прилагательное. Так, на русском мы читаем и усвоили как единственно правильную идиому: «дерево познания добра и зла».

И хотим мы этого или нет, в голове невольно появляется мысль об онтологическом существовании зла («зло» в данном варианте существительное, т.е. от слова сущее), как непременном атрибуте сотворенного Богом мира. Но как мы знаем: «Бог зла не сотворил». На лицо противоречие. Но все становится на свои места, когда мы берем церковно-славянский вариант (который является калькой с септуагинты): «от дрéва же, éже разумѣ́ти дóброе и лукáвое». «От древа познания доброго и лукавого». «Лукавое» это то, что противостоит «доброму» и исходит от врага всех людей, отца лжи, змея искусителя, самого дьявола, которого самого называют лукавым духом или просто «лукамым».

После того, как мы узнаем о принесении праведным Ноем положенной жертвы и объявления Богом завета с человечеством нам сообщается об истории с одним из трех сыновей Ноя Хамом, когда тот, увидев опьяневшего и обнажившегося отца, смеялся над ним и сообщил об этом своим братьям и во вне. С такого, казалось бы, незначительного момента начинается история очередного падения человечества.

Святой Иоанн Златоустый обращает внимание, что Ной был не только отцом Хама (непочитание отца – нарушение пятой заповеди, которая будет «юридически» озвучена в десяти заповедях, данных Богом Моисею), но и единственным священником (первосвященником) немногочисленной послепотопной Церкви, приносившим от всей Церкви необходимую жертву Богу. При таком понимании происходившего поведение Хама – грех, ведущий к неминуемой катастрофе в будущем. И тут же устами Ноя произносится проклятие, но не Хаму, а его сыну Ханаану.

Тема «проклятия» в Библии очень интересна и сложна. Но здесь мы лишь отметим, что Ной не проклинает внука, а как бы пророчествует о судьбе, теперь уже неизбежной, его потомков.

И именно после истории с неуважительным поведением Хама, проклятии Ханаана (опустим пока стихи, посвященные перечислению потомков Ноя) бытоописатель сразу, без каких-либо объяснений переходит к описанию важнейшего событии в истории не только послепотопного, но и всего исторического человечества – попытке создания первой единой всемирной цивилизации, имя которой будет дано позднее - Вавилон.

В Библии о таком явлении как «Вавилон», упоминается три раза. Первый, в истории о строительстве т.н. Вавилонской башни, второй - в событиях семидесятилетнего Вавилонского плена израильского народа и, наконец, Вавилон описывается апостолом Иоанном в данном ему откровении о последних годах существования человечества перед приходом Сына Божьего и Страшным судом.

Итак, читаем: «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их жёгом. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе ИМЯ, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Кто такие «они», двинувшиеся с востока, мы должны лишь догадываться. Для этого у нас есть подсказка из более ранних слов Бытия: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). Восток это не географическое направление на Земле. Уход «на восток от Едема» означал вызов Самому Богу, прямое богоборчество Каина и его потомков. Получается, люди, пришедшие с востока, есть продолжатели дел Каина. Его дух оказался неистребим потопом через тот самый первородный грех и склонность человека творить лукавое.

Кстати, устойчивый образ строительства «башни до небес» является ошибочным. На самом деле строители эти были не глупее нас и понимали, что построить башню до небес невозможно. Ошибка эта опять же происходит из за неточного понимания первоначального текста. Философ и богослов Е.А.Авдеенко, специалист по древнееврейскому и древнегреческому языкам, перевел суть этой фразы так: «построим башню, начало которой в небе». Ключевой слово – «начало». Для лучшего понимания замыслов «строителей башни» стоит отметить, что «вавилоняне» нашего времени, строящие современный Вавилон, начинали с того же. Они также поставили себе задачу постичь законы мироздания. Вспомним труд одного из основателей современной науки И.Ньютона. Он так и назывался: «Математические начала натуральной философии». И те древние «строители» покусились именно на это - познать божественные начала, законы нашего мира. Мы можем лишь догадываться, как именно люди тех времен пытались это осуществить. Вероятно несколько иным путем, нежели современные «строители». По косвенным признакам можем догадаться, что в те времена это делалось не с микроскопом и телескопом в руках, а через магию и чародейство. Не зря история народов Месопотамии (где предположительно и был Вавилон) сообщает нам об их успехах в тайных знаниях о колдовстве, астрологии, хиромантии, алхимии и т.д. Сама «башня» - это лишь символ самой сути безумной страсти, в основе которого лежит первоначальное греховное устремление – стать как боги и достичь их высот. Но тогда возникает закономерный вопрос – для чего нужно было писать о кирпичах и смоле? По мнению того же Е.А.Авдеенко, эти два изобретения также являются лишь символами конструирования новой реальности в двузначной системе, знакомой нам как ноль-единица.

Здесь напрашиваются параллели с современными историческими событиями, начавшимися с приходом с востока на некую землю некоего народа, отказавшегося от священства, первым сумевшим построить «башни до небес» (по нашему говоря - небоскребы), и решившим устроить единый мировой порядок (в библейской терминологии - рассеяться по лицу всей земли). И если в первом случае произошло «смешение» языков, которое мы воспринимаем как их разделение, то сегодня идет обратный процесс. И, кажется, еще немного времени, и мы вновь заговорим лишь на одном из многих.

Но вернемся к теме. Ключом к расшифровке происходящего является фраза идеологов вавилонского строительства - «сделаем себе имя». Как это? Имя и так есть, оно дается при рождении каждому из нас родителями. Но и в данном случае «имя» является лишь все тем же символом. Как мы помним, имя первому человеку (Адаму) дал Бог. Сделать новое имя – не быть больше Адамом, а самого праотца не считать своим прапрапрадедом. И на этом пути достичь главного - преодолеть человеческое естество с его болезнями и неизбежной смертью.

Как это было в натуре, мы можем только догадываться. Но, если в библейском мировоззрении причиной смерти есть грех, и только через преодоление греха возможен возврат к бессмертию, то «вавилоняне», и послепотопные и современные, могли это делать и точно делают сегодня путем научного познания и изменения самой человеческой материи.

Несколько лет на просторах интернета назад я случайно наткнулся на информацию о неких древнееврейских преданиях, в которых говорилось, что, мол, те «вавилоняне» могли заниматься скрещиваниями человека с животными, и якобы именно с тех пор появились даже некоторые виды обезьян. Кто-то скажет - бред? Не буду даже спорить.

В наше время продолжатели дел вавилонских строителей называют себя гуманистами, в центре мировоззрения которых стоит человек как вершина творения (по их терминологии - эволюции), и Бог-Творец в этой картины мира лишь лишний элемент. Такая установка непременно должна привести новых «строителей» нового Вавилона к идеям транс гуманизма, что мы и видим на практике. Речь уже давно идет о генетических опытах над клеткой человека с дерзкой идеей создать в прямом смысле «искусственного» человека и по возможности бессмертного. Кроме того, по настоянию современной, т.н. «объективной» науки, мы уже давно происходим не от общего праотца Адама, а от общего предка с обезьяной. Продолжая эту мысль, и памятуя, что святые отцы называли дьявола обезьяной Бога, то мы должны, не больше-не меньше, «усыновиться» дьяволу. Символически, конечно.

«Сделать себе имя» напоминает нам о стремлении допотопных исполинов стать людьми «именитыми» с одной лишь разницей. Те пытались оставить в памяти потомков свои имена, прославить себя, а вавилоняне - полностью порвать со своей преемственностью от Адама и Бога.

Но в те далекие времена Бог сорвал планы строителей башни, смесил языки и рассеял их по всей земле. Интересно, что те безумцы хотели сделать имя и рассеяться по все земле, и Господь сделал то же самое, но по Своему: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле»… и «Посему дано ему (городу) имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (11:8-9). (Вавилон значит смешение. Так в церковно-славянском: «Сегó рáди наречéся и́мя егó смѣшéнiе, я́ко тáмо смѣси́ Госпóдь устнá всея́ земли́, и оттýду разсѣ́я и́хъ Госпóдь по лицý всея́ земли́»).

Тогда Своим вмешательством Господь приостановил деятельность каинитов и хамитов, но лишь на время. Как гласит последняя книга Библии, следующий Вавилон будет повержен еще раз и окончательно перед т.н. вторым пришествием Спасителя.

В заключение, еще несколько слов по этой теме. В Евангелии Сам Спаситель говорит о Себе: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Ин.5:43). Сам Сын приходит в мир и совершает дело спасения человека «во имя Отца», но иной (антихрист) придет «во имя свое».

(В этом ответ на вопрос, почему евреи так массово отвернулись от Христа в последний момент, а священники порешили Его убить? Именно потому, что видели в Нем лишь несостоявшегося политического лидера по освобождению от иноплеменных захватчиков, и в целом «улучшателя» своей собственной жизни здесь на земле. Как и в преддопотопный период они стали «плоть»).

Таким образом, через один только библейский термин «имя», его символику мы можем многое узнать о самих себе. Через него Библия нам также показывает два пути, два вектора духовного движения исторического человечества.

Первый вектор направлен вниз, к земле в надежде прославить свое имя здесь, на земле, и, отказавшись от имени Адам, т.е. преодолев свою «адамовость», человеческую сущность, выйти за границы, установленные Богом для падшего человека в падшем по его же вине мире. (Справедливости ради следует отметить технологические, научные и тому подобные успехи людей, избравших этот путь. Именно такие цивилизации и государства продолжают лучше других «двигать науку», изобретать, улучшать жизненные условия вокруг себя и для себя, а главное гордиться этими достижениями как доказательством единственно правильно выбранного пути. Кстати, вспомним, с чего начиналось описание жизни потомков Каина. Каждый из них что-то изобретал, создавал, строил города. Сифиты же лишь жили и смели уповать на Творца).

И второй вектор устремлен вверх, к Творцу. Идти по пути собственного внутреннего преображения и уподобления своему Творцу через осознание своей греховности, лишь с надеждой, что имя его будет помянуто на небесах, а значит вписано в Книгу жизни. А это не мало!

P.S. Заранее предваряя возможные упреки от «земляков» и их призывы из принципиальных соображений уйти в леса и отказаться от всех «благ» современной цивилизации, следует ответить словами апостола Павла: «или живот, или смерть, или настоящее, или будущее: все ваша есть…». Пользоваться можно всем, но с рассуждением и, не забывая свой главный вектор движения.