Найти в Дзене
Легкое чтиво

Восемь месяцев "полетов" (4 курс). Как мы осваивали летное дело

Оглавление

В Тихорецке были мы не долго. Многие даже не успели самостоятельно вылететь. Да не многие, а большинство!

В конце октября отправили нас обратно на основную базу в Армавир. Даже двух месяцев не полетали.

Перед тем как писать историю эту специально полистал свою курсантскую книжку. Без слез не взглянешь. Аш 8 часом 50 минут. Вот и весь налет на третьем курсе. Тем не менее именно в Тихорецке довелось впервые подняться в небо на реактивном самолете. До этого летал еще в спецшколе с первоначальной летной подготовкой на Як-52, когда там учился.

Иллюстрация. Армавир.
Иллюстрация. Армавир.

Предстояли 4 месяца учебы в УЛО, наряды и караулы. Оставалось только ждать когда наконец мы начнем летать. Казалось, что не будет уже никогда никаких полетов и выпустят нас в войска в свободное плавание.

Наземка

В марте наконец-то началась практика естественно с распределения по эскадрильям, звеньям, экипажам. Командование сулило нам целых 9 месяцев полетов. И мы, конечно, были этому рады.

Приступили к изучению наземной подготовки, сдаче зачетов на допуск к полетам. Конечно же парашютные прыжки. Все закрутилось, завертелось, заработало вокруг нас.

Оно и понятно. Мы на четвертом курсе, а многие даже в воздух не поднимались. Где это видано?!

Только сейчас поймал себя на мысли, что совершенно не помню при каких обстоятельствах произошло знакомство с летчиком-инструктором. Хоть стреляйте меня - не помню.

У старшего лейтенанта Королева А.А. нас курсантов было четверо. Уж не знаю кто нас и как по экипажам распределял, но после предварительного тестирования, которое с нами проводили с целью выявления совместимости для формирования экипажей, получилось так, что с кем бы мне очень хотелось быть в одном экипаже, попали в другие.

Через пару, тройку дней по этому поводу я уже перестал переживать. А еще через неделю совершенно забылось, что было какое-то там тестирование. Да и времени переживать особо не было.

Полеты - не полеты

Инструктор наш был человек веселый часто над нами подшучивал по доброму, никогда не орал. Наверное поэтому материалы наземной подготовки освоили легко. И вскоре приступили к полетам.

Вывозная программа началась по плану и достаточно интенсивно. Через некоторое время на доске "Они летают самостоятельно" стали появляться фотографии моих однокашников и товарищей. Возник дополнительный стимул так как очень не хотелось вылетать самостоятельно в числе крайних.

Ранние подъемы, удивительные, красивые рассветы, запах керосина и гул реактивных двигателей - все это наполняло нашу жизнь особенным авиационным колоритом. Шаг за шагом, каждый из нас приближался к мечте о небе.

С каждым днем приближался день самостоятельного вылета. Заметно повзрослели мои однокашники, стали серьезнее и ответственнее. Охотно делились мы друг с другом впечатлениями о полетах, своими достижениями и неудачами. Интересная насыщенная жизнь! Эх, молодость!

Только не все шло так гладко. Время шло перед командованием училища стояли сложные задачи, которые от части решались за счет нас- четвертого курса, точнее сказать в ущерб нашим полетам.

Первый раз этакий гамбит получился когда посчитали, что наш выпуск уже не спасти. А вот ребят, которые учились на год младше, нужно было срочно поднимать в небо, иначе можно было загубить и их.

мастера на все руки

В результате в середине программы полеты у нашего четвертого курса приостанавливают. А третий курс начинает летную практику. Мы снова оказались вне игры. Занимались мы все, чем угодно. Только не полетами.

Сколько профессий освоили мы в этот нелегкий период!

Обидно было. Третий курс на полеты - четвертый на заготовку сена. Кому? Зачем? Для чего? Третий курс на полеты - мы на укладку асфальта, укладку бордюров. Что? Опять?

Третий курс на полеты, а четвертый организовывает строительство колюче проволочного ограждения аэродрома. Никогда не забуду, как буравили грунт для установки столбов будущего ограждения.

Все эти работы как правило выполнялись до обеденного перерыва. А после обеда нас сажали в классы по экипажам и вместе с летчиками - инструкторами изучали, повторяли, считали, снова изучали все, что можно было изучать. Все что было связанно и не связанно с полетами.

Иллюстрация. Фотография из открытых источников.
Иллюстрация. Фотография из открытых источников.

С 14:00 до 20:00 сиди в классе, учи РЛЭ, изучай район полетов, проводи штурманские расчеты, рисуй карты, отрабатывай пеший по летному. Естественно рано или поздно однообразные скучные посиделки с РЛЭ в руках надоедали до безобразия!

Иногда мы все таки подлетывали. Именно подлетывали - по другому это авиационное безобразие назвать не придумал как.

Для примера приступил я к полетам на аэродроме Армавир 21-го марта и за март принял участие еще в трех сменах 23-го, 24-го, и 31-го марта (согласно моей курсантской летной книжки. В апреле летал 9 смен, крайняя из которой была 28-го апреля.

Затем перерыв. Скорее всего перевод техники на летний период эксплуатации и в следующий раз поднялся в небо 19 -го мая. Всего в мае летал четыре смены.

Это реальная фотография моей курсантской летной книжки.
Это реальная фотография моей курсантской летной книжки.

Лишь только в мае я был переведен на Упр 4 КУЛП УС ВВС 99г. как говорили у нас "на отклонения".

Как итог восьмимесячных полетов освоены множество профессий такие как кровельщик, дорожный рабочий, заготовщик сена, строитель, грузчик.

Ах да - 44 часа налета на самолете Л-39, 4 часа 18 минут самостоятельного налета в рамках девятнадцати полетов. И как кульминация - достигнут уровень - Полет в зону на ПП (простой пилотаж) в количестве один штук. Не густо за 8 месяцев практики. Но так было на самом деле.

С таким уровнем подготовки лично я переходил на пятый курс. Были, конечно, ребята посильнее. Но сейчас не об этом.

Прошу авиаторов всех поколений и мастей строго не судить о деятельности училища в тот непростой период. Времени утекло много с той поры. На тот момент даже такой уровень натренированности, как был у меня, можно было считать хорошим.

В конце девяностых, в начале двухтысячных проблем с материальным обеспечением полетов было достаточно и решать их по всей видимости было не легко. Но уже тогда было заметно, что авиация начинает возрождаться. Ведь все помнят девяностые? Отсутствие керосина, запасных частей, пневматиков для шасси. В полках в воздух поднимались только для поддержания штанов и то не весь летный состав... Да вы и сами все знаете.

И училище, я думаю, приложило максимум усилий на сколько это было возможно, чтобы дать нашему курсу хотя бы такой уровень.

Прошу оценить рассказ. И если есть желание поделиться своими воспоминаниями. Все мы авиаторы, но судьбы и карьера у каждого сложилась своя. Я думаю многим есть что рассказать.

Подпишись на канал. Думаю есть еще что рассказать.Спасибо.