В понедельник, 5 октября, Абаканский городской суд вынес обвинительный приговор Владимиру Бызову, Игорю Арокину, Александру Гитеру и другим фигурантам нашумевшего дела о госзакупках медпрепаратов и оборудования для нужд республиканского здравоохранения. Интрига в том, что, по мнению суда, так называемой «Бызовской ОПГ» никогда не существовало! Вместе с тем, в резолютивной части значится хищение в особо крупных размерах в составе группы лиц. Обыватель вряд ли найдет отличия между этими двумя формулировками, однако с юридической точки зрения это «две большие разницы».
Дьявол кроется в деталях
Начнем с того, что пересмотр статьи УК РФ — не первый сюрприз в этом судебном процессе. Если помните, пару недель назад судья внезапно перенесла оглашение вердикта. Подсудимые, адвокаты и гособвинители явились в зал заседаний, но остались не солоно хлебавши. Вынесение приговора началось лишь 28 сентября. Развязки ждали в прошлую пятницу, однако резолютивная часть была оставлена на понедельник.
И вот детализация преступных деяний подходит к логическому завершению. Организация преступного сообщества из обвинения Владимиру Бызову исключается, равно как и руководство ОПС. Прокуроры в этом месте начинают нервничать. Как покажет развитие ситуации, неслучайно. С Игоря Арокина (экс-руководителя Центра закупок РХ. — Ред.) снимают руководство структурным подразделением, а с его бывших подчиненных — Казаченко и Пушнова — участие в ОПС. Ладно скроенная версия о преступной вертикали во власти рассыпается в прах. Но все же, как в известной детской загадке: «А и Б сидели на трубе...», — кое-что остается, а именно — мошенничество, то есть хищение в особо крупных размерах в составе группы лиц.
Напомним, как следует из обвинительного заключения, именно Бызов спланировал криминальную схему, которая предусматривала систематическое нарушение закона «О закупках». За собой он оставил роль руководителя, координировал действия группировки и следил за торгами. Его правая рука — региональный представитель крупной фармацевтической компании Александр Гитер — собирал с заинтересованных участников аукционов деньги и передавал их Бызову. Гитеру вменялось в обязанность также вовлечение в группировку других лояльных к махинациям коммерсантов, что он и сделал. Так в числе ее участников оказались предприниматели Козарь, Рукосуев и Лашков. В свою очередь, Пушнов и Казаченко составляли техзадания, что называется, «заточенные» под победу на торгах определенных коммерческих структур, обосновывая завышенные цены.
«Участники организованной группы в 2015–2016 годах намеревались совершить хищение более 228 миллионов рублей, из которых 47 миллионов рублей были ими похищены, — говорится в сообщении СК РФ. — Кроме того, в 2016 году осужденными получены от представителей коммерческих организаций, в интересах которых были организованы аукционы, взятки в виде денег на общую сумму свыше 55 миллионов рублей».
Немалая роль в группировке отводилась юрисконсульту и контрактному управляющему Центра закупок Инге Мелузовой. Она не только консультировала вышеуказанных лиц, но и отстаивала правомочность их действий в антимонопольном ведомстве. Однако дама заключила со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и отделалась условным сроком. Той же лазейкой воспользовались Петр Козарь и Дмитрий Лашков. А вот Евгений Рукосуев, который, как считают в Следкоме, занимался распределением «навара» среди участников структурного подразделения «Коммерсанты» и сам активно заявлялся на торги с подконтрольными ООО, досидел в СИЗО до самого финала судебного разбирательства.
Бог дал, Бог взял
Не будем томить читателя и расскажем о сроках, к которым суд приговорил фигурантов коррупционного дела. Итак, Владимир Бызов (он же — экс-руководитель администрации Виктора Зимина, он же — полковник ФСБ в отставке, он же — главарь ОПГ, по версии следствия) приговорен к 16 годам в колонии строгого режима и штрафу в размере 85 миллионов рублей. Александру Гитеру назначено 14 лет, и тоже в колонии строгого режима, со штрафом в 80 миллионов рублей. Игорю Арокину — 9 лет и штраф в 350 тысяч. Предприниматель Евгений Рукосуев получил 9 лет строгого режима и штраф — 79 миллионов. Светлану Казаченко по эпизоду с пресловутой «Маздой», полученной якобы в качестве взятки, оправдали. По основной статье ей назначено наказание в виде четырех лет девяти месяцев в колонии общего режима. С учетом времени, проведенного ею в СИЗО, суд посчитал срок отбытым. То же самое в отношении другого сотрудника центра закупок: Сергея Пушнова приговорили к 4 годам 7 месяцам, но под стражу также не взяли.
Теперь о том, почему прокуратуру приговор вряд ли устраивает. Здесь ларчик просто открывается. Достаточно вспомнить, какие сроки для подсудимых запрашивали гособвинители: 26 лет — Бызову, 23 — Гитеру, 20 — Арокину, 18 — Рукосуеву и так далее, по списку, в соответствии со статьей о создании организованного преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). Однако в итоге фигурантов осудили по ч. 4 ст. 159, ч. 6 ст. 290, ч. 5 ст. 290 УК РФ, ч. 5 ст. 291 УК РФ (совершение мошенничества и получение взяток в особо крупном размере в сфере закупок медицинского оборудования и лекарственных препаратов). Наказание оказалось менее суровым, чем, вероятно, ожидали в надзорном ведомстве. Кроме того, дело развалилось по другим пунктам. Например, Игорь Арокин оправдан судом по трем эпизодам взяток. А по взятке в виде «Мазды» за 1,6 млн руб. оправдали не только Казаченко, но и предполагаемых взяткодателей — Рукосуева и Гитера.
— В установленный срок приговор суда будет изучен прокуратурой республики, — пояснила старший помощник прокурора Хакасии Оксана Зайцева, — по результатам его изучения будет рассмотрен вопрос о его апелляционном обжаловании.
С другой стороны, иск прокуратуры о возмещении ущерба, причиненного бюджету преступными действиями Бызова с подельниками, передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства и, по всей видимости, будет удовлетворен. Во всяком случае, с «активами» фигурантов суд разобрался в два счета. Усадьба Владимира Михайловича вместе с личным авто передана судебным приставам на реализацию, как и деньги, найденные оперативниками в гараже его секретаря Екатерины Ковалевой. Ювелирные украшения и многие миллионы рублей, в том числе добровольно Бызовым выданные, решено хранить до изъятия государством. Правда, некоторую часть золотишка — а перечисление этих изделий заняло несколько минут, — ему все же вернут. Принудительному изъятию подлежит и машина Евгения Рукосуева. Намного больше повезло Игорю Арокину и осужденным «второго эшелона»: с их движимого и недвижимого имущества аресты сняты.
Из огня да в полымя
Больше всех резолютивная часть приговора обескуражила, пожалуй, Екатерину Ковалеву и ее защитника. Как мы уже рассказывали, президиум Верховного суда РФ освободил бывшую помощницу Бызова от любых мер пресечения, поэтому последние полгода она провела на свободе. Тем не менее, Абаканский городской суд приговорил девушку к восьми с половиной годам в колонии общего режима. Наручники на нее надели прямо в зале судебных заседаний. Адвокат Владимир Дворяк крайне резко отозвался об этом решении:
— Назначением сурового наказания судья наделяет ее (Е. Ковалеву. — Ред.) статусом особо опасного преступника. Такие сроки наказания дают убийцам, насильникам, прочей нечисти. И вот своим приговором судья в один ряд с указанными лицами ставит мою подзащитную.
Адвокат напомнил, что незаконные, по его мнению, меры пресечения в отношении Ковалевой допускались не только городским судом, но и высшей судебной инстанцией республики. Он собирается вновь обратиться в Верховный суд России — уже с ходатайством об изменении территориальной подсудности и рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
— Мы считаем, что исключительные обстоятельства для этого у нас имеются, — добавил защитник.
Намерены ли обжаловать приговор другие осужденные по нашумевшему делу, пока неизвестно. Как пишет издание «Коммерсант», адвокат Владимира Бызова Алексей Афанасьев заявил, что комментарий даст только после консультаций со своим подзащитным.
Кстати, полковника ФСБ Бызова не лишили ни наград, ни званий. То есть, заслуженное наказание он будет отбывать при заслуженных же регалиях. Так что большой вопрос, удалось ли в этом случае отстоять честь мундира самому влиятельному силовому ведомству?
Елена ЛОБАНОВА