Несколько слов о структуре киргизской (кыргызской) революции (захвата власти).
Часть первая, южная.
В первую очередь, я имел возможность увидеть своими глазами горящий с утра Белый Дом в Бишкеке, но не имел никакого желания. Как и большинство горожан. Просто фиолетово.
Перевороты, камнезахваты, рейдерство бандитов без образования - это вся после-акаевщина в одном предложении.
Чистые ЮАР. Даже своя южная область почти в виде резервации до сих пор есть. Таким образом, что даже своеобразная речь, акцент в отношении киргизского (кыргызского) языка - пропадает сразу же после закрепления в публичном пространстве Бишкека у любого человека с юга.
Площадь показала вчера, что Бишкек это северная столица, и не может быть под контролем в лице 80% южных депутатов место которым в резервации. Это, ну, просто не приемлемо для северной столицы. На площадь вышли люди моего возраста - 30-40-летние отцы семейств.
Возможно, истоки этой проблемы и противостояния - это то, что столица Киргизии (Кыргызстана) не южный Ош, а молодой Бишкек. Хотя Ош - это как древняя Бухара в Узбекистане - с горой посреди города (довелось наблюдать лично). Просто гигантский холм в центре города вместо площади. Это очень запоминается, как минимум.
Объективно говоря, южане не должны быть в резервации, их диалект должен быть представлен на центральных ТВ и медиа в целом. То, что они выпнули посадившего их по своеобразию своему, экс-президента Атамбаева - это лишь признак их политической сноровки. И, если быть исторически точным, то Ош больше заслуживает быть столицей суверенной Киргизии (Кыргызстана).
Мог ли закрепиться в новом составе Парламент с 85% депутатами с юга? Да - если бы в межличностном отношении было равенство. Но его нет. Southern Lives Matter хотели сказать южане и перестарались с позитивной дискриминацией. Что лишний раз показывает ее ошибочность как метода борьбы с неравенством.
Учитывая региональную проблему, наверняка лучшим решением для новой власти является выборность по одномандатным избирательным округам. Чтобы выбирали личность, а не партию. И в каждом районе страны непосредственно из местных жителей.
Часть вторая, восточная.
В первые 24 часа переворота среди основных акторов ярко выделились следующие группы:
1) Новые. Молодежь с камнями и пассионарные главы семейств. Среди их сторонников можно выделить топ-певца Мирбека Атабекова, в своем Инстаграме публикующего стримы с вечерней площади. Это примерно как представить Тимати "на Болотной".
Чего хотят? Убрать людей "из телека" с политической арены. Как минимум, запретить псевдо-победившим на выборах депутатам занимать государственные посты. В большинстве своем выступают против Таможенного союза с РФ и поездок президента на поклон к Путину (при каждой экстренной ситуации - это касалось и Атамбаева и Жээнбекова).
2) Старые из числа сторонников А. Атамбаева. Сын экс-президента, Кадыр Атамбаев и команда "атамбаевцев" возвращают влияние. Кадыр отучился в Лондоне, ведет оппозиционный видеоблог. Идеальный кандидат как пост-революционный лидер.
Если бы Егор Жуков был сыном Дмитрия Медведева, то можно было его ставить в один ряд с Кадыром...
Чего хотят? Вернуть власть. Это команда опытных политиков. Во время прошлого переворота 2010-го года был точно так же освобожден из тюрьмы как раз Алмазбек Атамбаев. И это повторилось сегодня ночью. Совпадение?
Через 24 часа после митинга на экстренном собрании без приглашения "атамбаевцев" старые депутаты выбирают нового премьер-министра. И через несколько минут здание, в котором заседали депутаты, разносит молодежь. Депутаты спасаются бегством. Совпадение?
3) Старые политические дворяне. Профессиональные политики Киргизии (Кыргызстана). Надо признать, партии в Киргизии (Кыргызстане) появляются вокруг конкретной личности и исчезают вместе с угасанием ее личного влияния. В Бишкеке сегодня нет "левых", нет партии "интернационала", нет либералов. Есть несколько касс по выдаче денег за голос. И когда касса той же скандальной южной семьи Матраимовых (экс-главу таможни из которой обвиняют в убийствах и взятках с начала года) победила, то это стало последней каплей для отцов семейств.
Сегодня северные кланы занялись шакализмом - переделили вновь Джеруйское месторождение золота - так же как это было после прошлой революции, например. Патриотов здесь нет, как и восстания против коррупции не являлось патриотическим. Это механизм решения экономических проблем северных кланов. Конечно, в этот процесс не планируется допустить новых (с их "канье вестом"). Северным семьям не хочется и возвращения могущества команды экс-президента Атамбаева.
4) Окружение действующего президента. С утра, обнуленный в смысле очков силы, Жээнбеков сделал видеообращение. В нем он, раскачиваясь как при чтении стихотворения в детском саду, поведал об обеспокоенности сложившейся ситуацией. При этом через пресс-секретаря передал, что все держит под контролем.
Чего хотят? Выжить. Это сильнейшие семьи юга. И они наверняка выживут.
Часть третья, технокоммунизм.
Где-то в параллельной Вселенной... все-таки любопытна идея техно-коммунизма. Идея равенства за счет передачи принятия решений по управлению хозяйством страны алгоритмам. Это справедливость математическая. Это журналистская справедливость - когда на СМИ не влияет ничто, кроме строго указанных и равных для всех алгоритмов. Это справедливость судов в ключевых производствах. И конечно, честное электронное голосование. Не выборы, а голосование по значимым вопросам страны и своего административного округа.
О такой справедливости сегодня в Бишкеке говорят во всех лагерях. Все ищут "правительство доверия", "людей грамотных и честных", патриотов.
Но сам подбор этих людей требует смены системы принятия решений. Кулуарные выборы чиновников на руководящие посты в министерствах и ведомствах оставляет за боротом молодежь с площади.
Даже с певцом Мирбеком Атабековым во главе. Даже если он станет кигризским (кыргызским) Канье Вестом и попытается доказать что-то, выдвинув свою независимую кандидатуру в президенты КР.
Если бы сейчас в открытом доступе была система электронного правительства, то молодежь, с ее смартфонами, была бы горой за нее. И получила бы влияние на управление активами и номенклатурой в новой стране.
А пока мы ждем новостей с пощади... Ждем, кто станет временным президентом - из новых Мирбек Атабеков или светская львица Ассоль Молдокматова. Из атамбаевских - экс-премьер Сапар Исаков или Кадыр Атамбаев. Из старой дворянской крови - Садыр Жапаров или Адхан Мадумаров. Лишь бы скорее перестали сжигать камазы на рудниках, как это было сегодня днем...
Очевидно, технокоммунизм еще будет иметь шансы на реализацию.
Возможно через годы...
Возможно даже в Кыргызстане.
Сегодня 6 октября 2020 г.