Последние восемь лет я работаю исключительно на фрилансе и для меня вопрос поиска заказов — вопрос выживания. С каждым годом искать новых клиентов становится все сложнее, а потому приходится регулярно осваивать новые методы поиска заказчиков. В этой статье хочу поделиться наиболее известными способами и рассказать про плюсы и минусы каждого. но начать хотелось бы с базовых вещей, без которых поиск был бы просто невозможен.
Портфолио.
Даже на начальных этапах работы фрилансером это было ключевым фактором удачного поиска заказов. Свое первое портфолио я собирала буквально из воздуха: часть работ я попросила у своего друга дизайнера (не совсем честно, но нужно было с чего-то начинать), а кое-что я сделала сама, взяв случайное агентство недвижимости в сети и сделав несколько флаеров. По голове мне за это никто не настучал, но сразу предупрежу, что просто брать чужие работы и выдавать их за свои, тем более в 2020 году — дело наказуемое.
Подача материала.
Наличие работ — еще полдела, не менее важное место занимает "упаковка" вашего продукта.
У меня это сайт, аккаунты в трех социальных сетях, а также презентация-предложение с примерами моих работ в формате pdf для личной отправки потенциальным клиентов.
Раз в полгода я провожу ревизию своего портфолио и контента: удаляю наименее слабые работы, заменяя их на актуальные, периодически меняя дизайн резюме и портфолио.
Не знаю, стоит ли говорить о необходимости присутствия в социальных сетях. Скажу лишь, что даже без активных поисков или продвижения, раз в месяц я стабильно получаю запрос от компаний, которые ищут сотрудника на тот или иной проект. Но один раз в месяц — это, конечно же, ничтожно мало для приемлемого уровня доходов. Поэтому я постоянно в поиске, и вот какие методы я использую.
Начну с самого очевидного - биржи фриланса.
Я пользуюсь биржами freelance.ru и fl.ru
Однако, я считаю этот способ наименее эффективным. На мой взгляд, проблема именно в большой конкуренции. У меня большое, конкурентоспособное портфолио, но из-за низкого рейтинга на самой бирже мне редко удавалось получить реальные заказы, несмотря на активные поиски и регулярные комментарии объявлений об открытых проектах. Тем не менее, периодически я возвращаюсь к биржам фриланса, но использую этот метод как вспомогательный.
Сайты по поиску работы.
Их я просматриваю регулярно. Наиболее часто используемый — хедхантер. Раз в день ищу открытые вакансии по удаленной работе. Для меня это обязательный пункт в списке ежедневных дел.
Порой требуются недели поиска, чтобы найти реального клиента, однако учитывая тот факт, что этот ресурс предназначен, по большей части, для корпоративного поиска сотрудников, найдя клиента здесь можно говорить ещё и о значительном расширении сети своих профессиональных контактов.
Сообщества в социальных сетях.
Я подписана на несколько каналов в телеграмме, посвященных удаленной работе, а также на несколько пабликов во вконтакте. Каждый день там публикуются десятки вакансий разных направлений, среди них часто встречаются объявления о поиске дизайнеров. Этот метод я считаю эффективным вкупе с поиском заказов на биржах и сайтах (никогда не знаешь, где выстрелит на этот раз).
Поиск по публикациям.
Пожалуй, один из моих любимых и эффективных способов. Еще лет пять назад большинство своих заказов я находила во вконтакте. Что делала? Вбивала в поиске по новостям "требуется дизайнер", "срочно нужно сверстать брошюру", "нужно сделать флаер" и т.п. Работало на ура.
С развитием популярности фриланса как такового, а также появлением бирж, находить объявления этим способом стало сложнее. Но! Это я только про вконтакте. Недавно с удивлением обнаружила, что ситуация на фейсбуке выглядит иначе, поэтому я вновь вернулась к этому методу поиска. Результаты меня устраивают, нашла клиентов довольно быстро.
К сожалению в интсаграм этот способ невозможен технически, а поиск по соответствующим хэштегам часто приводит к постам таких же дизайнеров в поисках клиентов. Поэтому рекомендую искать на фейсбуке.
Платная реклама.
Реклама в поисковых системах, продвижение постов в социальных сетях, покупка рекламного поста у лидеров мнений - вот три вида рекламы, которые я использую.
Мой опыт научил меня следующим вещам.
Во-первых, не жалеть сил на качественную проработку рекламного объявления, во-вторых, четко понимать свою целевую аудиторию, а в-третьих, не жалеть денег на бюджет рекламной кампании.
Можете смеяться, но свои первые рекламные объявления я запускала будучи большой жадиной, думая, что разово продвигая пост в инсте с внутренними настройками приложения за 500 рублей в неделю — это лучше чем ничего. Увы и ах! В моем случае это сработало с результатом "один араб кинул мне свой дикпик, а 14-летние подростки накидали мне 100 лайков под постом "презентации для поиска инвесторов". Теперь я понимаю, что запуск рекламных кампаний — это комплекс довольно серьезных мер, которые требуют времени, профессионализма и денег.
Сейчас я закладываю в рекламный бюджет не меньше 100 баксов, а еще предпочту заплатить специалисту по рекламе, чем настраивать рекламу самостоятельно, постоянно отслеживая результат и корректируя настройки.
К осознанию необходимости специалиста меня также подтолкнул один случай. Решила я запустить рекламу в гугле через сервис Google Ads. Целый день настраивала кампанию, закинула денег на рекламный аккаунт, а через пару дней гугл мне говорит "А всё, мы заблокировали ваш аккаунт, причина: обход системы". Я неделями пыталась понять в чем проблема, неделями писала в поддержку, но получить адекватный ответ на вопрос "в чем дело?" мне так и не удалось. В итоге смирилась, написала заявление на возврат средств, но оказалось, что отправить заявку онлайн не выйдет. Необходимо отправить свое заявление по факсу. Факс! Вы где их видели-то в последний раз? Нашла сервис по отправке факсов онлайн, но гугл мне так и не ответил. Жду своих денег уже больше пяти месяцев. Поэтому теперь я предпочту заплатить специалисту за грамотную настройку рекламного объявления на нужной мне площадке, чем еще раз соглашусь платить своим временем за абсолютно ничего.
И напоследок: корпоративные чаты.
Признаться честно, раньше они меня раздражали. Мне было гораздо проще работать с клиентом один на один. Однако, теперь я первая спрашиваю про наличие рабочих чатов — это один из верных способов попасть в записную книжку под именем "дизайнер" не к одному человеку, а сразу к группе лиц. Раньше я не придавала этому большого значения, но в последнее время ко мне все чаще обращаются с предложением о работе бывшие сотрудники той или иной компании, заказы для которых я выполняла год, два, а то и три назад. Вот такие дела.
В качестве заключения хочется сказать: на мой взгляд, самое важное в поиске заказов — это постоянство. Даже если мне кажется, что у меня сейчас есть заказы, я прекрасно понимаю, что завтра их может и не быть. Поэтому я ищу всегда.
Делитесь своим опытом поисков клиентов и заказов. Буду рада узнать о новых методах.