Найти тему
УДОБНО ЖИТЬ!

Валидатор заменяет кондукторов. К чему это приведёт? Про компостеры

Оглавление
Совсем по-другому выглядит салон городского транспорта без кондуктора, он как бы теряет какие-то функции, но в тоже время становится более современным и демократичным.

Что такое валидатор? Аналогии в истории

Кто такой кондуктор, думаю, пока знают все! Хотя не исключено, что скоро появятся поколения горожан для которых понятие «кондуктор» будет простым набором букв.

Пока же всё-таки более актуально чуть подробнее остановиться на валидаторах.

Валидатор - это электронное устройство, предназначенное для регистрации поездки и проверки проездных билетов в общественном транспорте, записанных на бесконтактные электронные носители.

Валидатор из «свежего» Московского электробуса
Валидатор из «свежего» Московского электробуса

На самом деле, переходя на валидаторы в транспорте, наши города возвращаются к идеи с регистрации права проезда на подобие советской системы с компостерами. Механические компостеры отбивали билет, оставляя на нем кодовый оттиск, который потом могли проверить контроллеры.

В 90ые был выбран курс на повышение эффективности сборов за проезд, ведь тогда считалось, что около 20% пассажиров катаются «зайцами». В общем на место, ко всему ещё и морально изношенным, компостерам, пришли кондуктора, которые по сути стали продавать билеты на проезд.

Компостер в транспорте (фото: inform.zp.ua)
Компостер в транспорте (фото: inform.zp.ua)

Раньше функцию продажи билетиков выполняли работники специализированных киосков, а теперь эти пункты можно было частично прикрыть, ведь теперь они продавали, по сути, только проездные.

Потом кондукторов вместо билетных катушек оснастили мобильными кассовыми аппаратами и они стали сами выпечатывать билеты. Затем появились терминалы, которые стали работать с электронными проездными и банковскими картами, чем, несомненно, позволили выйти на новый уровень сервиса. Также начали появляться специализированные пересадочные и более сложные тарифы зарегистрированные на картах.

Еще есть варианты с турникетами и оплатой водителю, но это вредные практики, которые совершенно не походят для мобильного городского транспорта (естественно, не берём метро и др. транспорт с изолированными остановочными комплексами). Теперь же текущий уровень технологий предлагает нам новый формат - это бесконтактные валидаторы.

Далее, я не буду сравнивать и как-то разбирать плюсы/минусы этих методов в наших реалиях. Скажу, лишь, что это общемировой транспортный тренд, вариант с валидатором, безусловно, более экономичный и переход на них лишь вопрос времени. А вот хотелось бы остановиться на более философской и социальной составляющей.

Кондуктор в работе (весна 2020, Ижевск)
Кондуктор в работе (весна 2020, Ижевск)

Расчет на сознательность

Кроме объективных факторов перехода на валидаторы, мы можем говорить и о том, что наше общество, скажем так созрело до такой схемы регистрации проезда, которая была и в советское время с компостерами. Когда люди более цивилизованы, честны и готовы оплачивать без напоминания и указания со стороны кондукторов. «Зайцев» должно быть меньше, чем в лихие 90ые и нулевые, хотя это не точно.

Хотя, конечно, при переходе на систему с валидацией усилят рейды контроллеров и будут повышены штрафы за безбилетный проезд.

 Надо признать кое в чем они схожи
Надо признать кое в чем они схожи

Салон для пассажиров!

Теперь о том, что я говорил в прологе этой статьи, да, в отсутствии кондуктора салон городского транспортного средства лишается одной из 2х возможных ролей участников. При отсутствии кондуктора, в транспорте только пассажиры - нет этого надзора, нет этого человека измученного выполнением своего сурового и не особо оплачиваемого долга.

Ну действительно, порой встречаются такие одиозные личности, что иногда и транспортом пользоваться не хочется. Хотя, конечно, бывают и хорошие, позитивные люди, которые и нужную остановку подскажут и путь скрасят красочной историей.

Салон трамвая Витязь-М (03.10.2020)
Салон трамвая Витязь-М (03.10.2020)

Но какие бы хорошие не были кондукторы, сложно их представить, да так чтобы они органично смотрелись в по-настоящему современном транспорте, который надеюсь скоро будет ходить во всех городах России.

Кондукторы в своих фуфайках и накидках не смогут выглядеть как стюардессы или даже проводники дальних поездов РЖД, ведь фронт работы другой и требования соответственно отличны.

Трамвай Pesa 71-414 (Москва, 3.10.2020)
Трамвай Pesa 71-414 (Москва, 3.10.2020)

А куда же девать кондукторов?

В кондукторы пошли высвобожденные в 90х, после закрытия промышленных предприятий рабочие и специалисты, которым в общем-то было не где работать, таким образом эта профессия стала отличным вариантом на переходное время. Сейчас, это низкоквалифицированные специалисты, среди которых много пенсионеров и в плане кадрового потенциала для страны потеря не велика. На не сложную работу со сравнимым уровнем оплаты труда, варианты найти можно всегда, было бы желание. Есть ещё фактор безопасности и контингент в профессии кондукторов в случае безработицы не пойдёт грабить и убивать.

НОВИНКА НА КАНАЛЕ:

7 милионников с самыми высокими зарплатами🏃‍♂️🏃‍♀️В каком из них быстрее купить квартиру

ПОДПИСЫВАЕМСЯ на канал!

Здесь много интересного про города, транспорт, благоустройтсво и полезный опыт. Огромная благодарность за лайки в поддержку канала!