Совсем по-другому выглядит салон городского транспорта без кондуктора, он как бы теряет какие-то функции, но в тоже время становится более современным и демократичным.
Что такое валидатор? Аналогии в истории
Кто такой кондуктор, думаю, пока знают все! Хотя не исключено, что скоро появятся поколения горожан для которых понятие «кондуктор» будет простым набором букв.
Пока же всё-таки более актуально чуть подробнее остановиться на валидаторах.
Валидатор - это электронное устройство, предназначенное для регистрации поездки и проверки проездных билетов в общественном транспорте, записанных на бесконтактные электронные носители.
На самом деле, переходя на валидаторы в транспорте, наши города возвращаются к идеи с регистрации права проезда на подобие советской системы с компостерами. Механические компостеры отбивали билет, оставляя на нем кодовый оттиск, который потом могли проверить контроллеры.
В 90ые был выбран курс на повышение эффективности сборов за проезд, ведь тогда считалось, что около 20% пассажиров катаются «зайцами». В общем на место, ко всему ещё и морально изношенным, компостерам, пришли кондуктора, которые по сути стали продавать билеты на проезд.
Раньше функцию продажи билетиков выполняли работники специализированных киосков, а теперь эти пункты можно было частично прикрыть, ведь теперь они продавали, по сути, только проездные.
Потом кондукторов вместо билетных катушек оснастили мобильными кассовыми аппаратами и они стали сами выпечатывать билеты. Затем появились терминалы, которые стали работать с электронными проездными и банковскими картами, чем, несомненно, позволили выйти на новый уровень сервиса. Также начали появляться специализированные пересадочные и более сложные тарифы зарегистрированные на картах.
Еще есть варианты с турникетами и оплатой водителю, но это вредные практики, которые совершенно не походят для мобильного городского транспорта (естественно, не берём метро и др. транспорт с изолированными остановочными комплексами). Теперь же текущий уровень технологий предлагает нам новый формат - это бесконтактные валидаторы.
Далее, я не буду сравнивать и как-то разбирать плюсы/минусы этих методов в наших реалиях. Скажу, лишь, что это общемировой транспортный тренд, вариант с валидатором, безусловно, более экономичный и переход на них лишь вопрос времени. А вот хотелось бы остановиться на более философской и социальной составляющей.
Расчет на сознательность
Кроме объективных факторов перехода на валидаторы, мы можем говорить и о том, что наше общество, скажем так созрело до такой схемы регистрации проезда, которая была и в советское время с компостерами. Когда люди более цивилизованы, честны и готовы оплачивать без напоминания и указания со стороны кондукторов. «Зайцев» должно быть меньше, чем в лихие 90ые и нулевые, хотя это не точно.
Хотя, конечно, при переходе на систему с валидацией усилят рейды контроллеров и будут повышены штрафы за безбилетный проезд.
Салон для пассажиров!
Теперь о том, что я говорил в прологе этой статьи, да, в отсутствии кондуктора салон городского транспортного средства лишается одной из 2х возможных ролей участников. При отсутствии кондуктора, в транспорте только пассажиры - нет этого надзора, нет этого человека измученного выполнением своего сурового и не особо оплачиваемого долга.
Ну действительно, порой встречаются такие одиозные личности, что иногда и транспортом пользоваться не хочется. Хотя, конечно, бывают и хорошие, позитивные люди, которые и нужную остановку подскажут и путь скрасят красочной историей.
Но какие бы хорошие не были кондукторы, сложно их представить, да так чтобы они органично смотрелись в по-настоящему современном транспорте, который надеюсь скоро будет ходить во всех городах России.
Кондукторы в своих фуфайках и накидках не смогут выглядеть как стюардессы или даже проводники дальних поездов РЖД, ведь фронт работы другой и требования соответственно отличны.
А куда же девать кондукторов?
В кондукторы пошли высвобожденные в 90х, после закрытия промышленных предприятий рабочие и специалисты, которым в общем-то было не где работать, таким образом эта профессия стала отличным вариантом на переходное время. Сейчас, это низкоквалифицированные специалисты, среди которых много пенсионеров и в плане кадрового потенциала для страны потеря не велика. На не сложную работу со сравнимым уровнем оплаты труда, варианты найти можно всегда, было бы желание. Есть ещё фактор безопасности и контингент в профессии кондукторов в случае безработицы не пойдёт грабить и убивать.
НОВИНКА НА КАНАЛЕ:
7 милионников с самыми высокими зарплатами🏃♂️🏃♀️В каком из них быстрее купить квартиру
Здесь много интересного про города, транспорт, благоустройтсво и полезный опыт. Огромная благодарность за лайки в поддержку канала!