Найти в Дзене
Mash | Мэш

Проклятые президенты Кыргызстана: Что сейчас происходит в республике?

Оглавление

В ночь с 5 на 6 октября в столице Кыргызстана Бишкеке начались столкновения демонстрантов с полицией. Вышедшие на улицы люди выступали против итогов прошедших парламентских выборов. Пострадало 590 человек, есть один погибший, захвачено здание парламента, освобождён из СИЗО бывший президент Алмазбек Атамбаев. События развиваются хаотично и очень стремительно.

Почему должность президента Кыргызстана проклята? Как конфликт двух частей государства влияет на политический хаос? С чего всё началось, чем всё закончится и при чём тут бывший президент?

Должность президента Киргизии проклята?

Судя по всему, да. Давайте кратко пробежимся по судьбам бывших лидеров государства. Первый президент республики Аскар Акаев правил 15 лет и был свергнут в результате так называемой тюльпановой революции в 2005 году. С тех пор Акаев живёт в вынужденной эмиграции в России.

На волне тех событий следующим президентом становится Курманбек Бакиев, оппозиционный по отношению к Акаеву политик. Но и он продержался недолго. В 2010 году Кыргызстан снова лихорадит, происходит ещё одна революция. Теперь уже Бакиев отправляется в отставку и бежит в Белоруссию.

После второго подряд свержения главы страны элиты поняли, что проблему с потенциальной концентрацией власти в одних руках необходимо решать. Конституция, существовавшая на тот момент, была президентской, и сформированное после революции временное правительство начало реформы. В 2011 году Кыргызстан всё же стал парламентской республикой, полномочия президента были существенно сокращены.

Алмазбек Атамбаев был избран уже по новому законодательству и занимал пост президента с 2011 по 2017 год. Казалось, что реформа стабилизировала ситуацию, а парламентские выборы 2015 года многие называли самыми чистыми и прозрачными за всю историю Киргизии. Тем не менее Атамбаева арестовывают в 2019 году, а в 2020 приговаривают к 11 годам лишения свободы.

Теперь действующий лидер Сооронбай Жээнбеков оказался в очень привычной для киргизского политикума ситуации: он на грани свержения.

Почему начались протесты?

Повод очень простой: прошли выборы в Жоргу кенеш, законодательный орган республики. Из 16 партий-участниц установленный 7-процентный барьер преодолели только 4. 3 из них называют пропрезидентскими. 13 оставшихся за бортом объявили, что не признают итоги выборов, и сформировали (в который раз) координационный совет. Центральная избирательная комиссия уже объявила результаты голосования недействительными.

-2

Но на самом деле всё несколько сложнее. Во всех политических кризисах Кыргызстана отчётливо прослеживается влияние одного раскола: Север — Юг. Обвинения в авторитарном стиле управления, коррупции и фальсификациях появляются каждый раз даже по отношению ко вчерашним революционерам, но внутриэлитный (даже внутриклановый) конфликт устранить сложно.

Помимо прочего, на ситуацию повлиял экономический спад и общее социальное напряжение, вызванные пандемией коронавируса.

Север и Юг как фактор политической нестабильности

Северная и южная половина Кыргызстана разделены вершинами Ферганского хребта Тянь-Шаня. Даже транспортные перевозки между двумя частями страны сложны и затратны.

Север более развит экономически и социально. На Севере — промышленность, на Юге — сельское хозяйство. Исторически северная часть чаще взаимодействовала со славянскими народами. Южная — наоборот, подвержена влиянию Узбекистана и Кыргызстана. Этнические кыргызы, разделённые горным хребтом, почти не смешивались друг с другом.

Культурно Север более демократичен, там доминируют светские настроения, Юг — более консервативен и исламизирован. Более того, с Югом связывают контрабандные и наркотические потоки, а криминальные элиты региона вписаны в политическую ситуацию.

Бывший президент Атамбаев — представитель Севера, нынешний, Жээнбеков, — Юга. В этом разрезе становится понятным их затяжное политическое противостояние, несмотря на то что оба они представители одной партии.

Атамбаев и Жээнбеков

Тобиас Воллмер, старший аналитик по политическим рискам лондонской компании PRISМ считает, что эскалация отношений двух президентов началась с личной ссоры.

Затем Жээнбеков арестовывает бывших влиятельных людей из команды Атамбаева. Парламент Киргизии снимает с бывшего президента неприкосновенность, самого Атамбаева обвиняют в причастности к незаконному обогащению, нелегальному завладению земельным участком, незаконному освобождению в 2013 году криминального авторитета Азиза Батукаева и коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека на средства китайского кредита. Атамбаев занимал пост президента Киргизии с 2011 по 2017 год.

-3

Кризис мог начаться раньше, ещё в 2019 году. Тогда спецназ Киргизии несколько раз пытался взять штурмом резиденцию Атамбаева, но сторонники последнего смогли её отстоять. В итоге, понимая, что длительное противостояние выиграть не получится, Атамбаев сдаётся властям государства.

Его приговаривают к 11 годам лишения свободы, но 6 октября протестующие захватывают СИЗО и выпускают его.

Что будет дальше?

Жээнбеков объявил о попытке государственного переворота в стране. Тем не менее он занял “примирительную” позицию. Объявил о недопущении насилия, приказал сотрудникам силовых ведомств не действовать без крайней необходимости. Помимо этого он распорядился аннулировать результаты парламентских выборов.

Можно наблюдать повторение сценариев двух революций — 2005 и 2010 годов. Снова создан Координационный совет оппозиции. И если Акаев пытался вести переговоры с оппозицией и добровольно ушёл в отставку, а уже после сбежал, то вариант Бакиева был жёстче. Последний развязал масштабный конфликт и сбежал, так и не приняв отставки.

Жээнбеков пытается не ударить в грязь лицом и выбраться из ситуации с минимальными политическими потерями. Он понимает, что судьба предыдущих лидеров во многом определялась их несговорчивостью.

Тем не менее договорённости, которые заключают с оппозицией в условиях отсутствия институтов мирной передачи власти, не подкреплены ничем. И это огромный фактор риска.

Поэтому прогнозировать можно только одно: политический ландшафт Киргизии снова изменится, произойдёт новое распределение полномочий между различными группами элит.

Вариант отставки Жээнбекова очень вероятен, а его будущее под вопросом. Политический вес Атамбаева, уже продемонстрировавшего способность противостоять властям своими силами и даже у них выигрывать, слишком велик, а личная обида на 11 лет заключения может нивелировать желание договариваться.

Впрочем, возможность мирного и бескровного манёвра остаётся. И хочется надеяться, что политические элиты Кыргызстана будут достаточно благоразумны, чтобы найти компромисс.

В любом случае, регулярный политический хаос определяется структурными, фундаментальными конфликтами, которые лежат в самой природе государства. Конституционная реформа 2011 года не стала успешной.

И этот кризис должен привести к более глубокому диалогу о том, как кыргызам жить совместно, он вполне может привести к очередному этапу конституционных изменений.