Найти в Дзене
МАЯ Килошенко

Педагога встречают по одёжке? Модный приговор бессилен

Оглавление

"Встречают по одежке, а провожают по уму", - кому из нас не известна эта пословица?! Одежда помогает создать первое впечатление о человеке, его интересах, статусе, чертах личности, характеристиках ума. Дальнейшее общение с человеком подтверждает правильность впечатления или же, наоборот, указывает на его ошибочность.

В одном из исследований мы задались вопросом, справедлива ли эта пословица в отношении образа учителя/преподавателя, которому по роду своей деятельности положено быть умным? Не значит ли это, что качества одежды неважны для построения имиджа педагога? Обнаружены любопытные факты, с которыми читатели канала уже могли познакомиться в статье "Учитель "НА СТИЛЕ". Кто это?".

Эта статья о том, какую информацию студенты "считывают" с одежды преподавателей (сорочки и классические брюки, деловой костюм - для мужчин, деловой костюм и платье - для женщин). Молодым людям было предложено сначала с помощью рисуночного теста создать образы преподавателей, а затем оценить их с помощью списка из 18 качеств, объединившего характеристики ума, личности, социального статуса, интересов, пристрастий, внешности и пр.

Одежда влияет на восприятие педагога

Преподаватель-мужчина в сорочке (не рубашке!) и классических брюках, по мнению студентов, – профессионально пригоден, умен, женат, занимается спортом, придерживается широких взглядов, имеет много друзей, политически активен, щедр, член студенческого клуба, религиозен и водит спортивный автомобиль (характеристики приводятся от наиболее часто к наименее часто упоминавшимся).

Преподаватель-мужчина в деловом костюме - профессионально пригоден, умен, политически активен, женат, часто слушает классическую музыку, застенчив (мало говорит), религиозен, зависим, имеет много друзей. Согласитесь, более сдержанная характеристика.

И напряжения нет. Фото https://yandex.ru/images
И напряжения нет. Фото https://yandex.ru/images

Преподаватель-женщина в деловом костюме воспринимается студентами как профессионально пригодна, умна, политически активна, замужем, часто слушает классическую музыку, носит длинные волосы, придерживается широких взглядов, член студенческого клуба, религиозна, занимается спортом.

Преподаватель-женщина в платье - профессионально пригодна, умна, носит длинные волосы, замужем, член студенческого клуба, религиозна, часто слушает классическую музыку, застенчива (мало говорит), политически активна.

Легко заметить, что предпочитаемым образам преподавателей студенты в первую очередь приписывают одни и те же значения – профессиональная пригодность и ум. Но, следует обратить внимание, деловой костюм женщины-преподавателя, в отличие от мужского делового костюма, не является препятствием для того, чтобы считать преподавательницу членом студенческого клуба.

Обнаружено еще несколько интересных фактов:

Студенческие предпочтения внешнего вида преподавателя изменяются с возрастом студента. Чем старше становится студент, тем меньше ему нравится строгий деловой костюм преподавателя-мужчины и классическое платье преподавателя-женщины.

Платье делает женщину-преподавателя слишком обаятельной, что, в свою очередь, может не понравиться девушкам-студенткам и вызовет излишний критицизм с их стороны.

Слишком красивая для нас. Фото https://yandex.ru/images
Слишком красивая для нас. Фото https://yandex.ru/images

Преподаватель-мужчина в строгом деловом костюме воспринимается студентами как напряженный, что не соответствует идеальному представлению о современном преподавателе - быть более расслабленным.

Две константы имиджа преподавателя

В результате исследования выделены две основные постоянные имиджа современного преподавателя высшей школы.

Первая константа - привлекательность образа преподавателя для студентов основана на высокой оценке его добросовестности, справедливости и дружелюбия.

Вторая константа – оформление внешности преподавателя в классическом стиле с учетом модных тенденций и возраста студентов, с которыми преподаватель взаимодействует в учебном процессе.

Мужской и женский деловой костюм, классическая сорочка и брюки для мужчин, платье для женщин обеспечивают устойчивость образа преподавателя. Психологические значения одежды педагога становятся ценностными ориентирами для студентов/учеников во взаимодействии и взаимоотношениях с преподавателями/учителями.

Очевидно, модный приговор здесь бессилен. Подобрать работающий гардероб для педагога - значит учесть множество факторов. Это серьезная работа, внутренняя и внешняя, как для молодых преподавателей, так и преподавателей с опытом, желающих повысить личную эффективность в работе со студентами.

Полностью статью можно прочитать здесь.

Вы можете поддержать проведение исследований в области психологии моды здесь:

Научная статья опубликована здесь.

На сайте www.mayakiloshenko.com ведется запись на мои авторские курсы, семинары и консультации. Учиться никогда не поздно!

Ставьте лайки, делитесь статьей в социальных сетях и подписывайтесь на мой канал!

Все комментарии проверяются на соответствие тематике и правилам канала (вежливость и полезность).