Найти в Дзене

Между авантюрой и безумием: Вера Толстая - дауншифтер столетней давности.

Оглавление

Что заставило молодую образованную девушку, дворянку, приехать в глухую удмуртскую деревню и прожить там треть жизни, обучая грамоте и русскому языку деревенских ребятишек, мы так и не узнали. Экскурсовод на этот вопрос не отвечает.

Авантюра длиною в четверть века

Можно только догадываться и строить предположения, то ли это был сознательный отказ от благ цивилизации, этакий протест против существующей системы, которая навязывает модель поведения людям определенных кругов и сословий.

То ли это была жизненная позиция благородного и чистого человека, чувствующего в себе силы и имеющего ресурс для помощи тем, кто в ней нуждается.

Одно несомненно: поступок, который мог стоить Вере Васильевне не только здоровья, но и жизни, она совершила. И оставила свое имя в благодарной людской памяти.

А вообще, конечно, таких людей в России всегда было немало.

Просто очередной человек, умеющий беззаветно любить и отдавать себя своему призванию. Просто Учитель.

Портрет В.В. Толстой в доме-музее, Большие Сибы, Удмуртия
Портрет В.В. Толстой в доме-музее, Большие Сибы, Удмуртия

Большие Сибы, Удмуртия

Что же мы узнали о Вере Васильевне Толстой в ходе поездки в дом-музей Веры Толстой в деревне Большие Сибы Можгинского района Удмуртской Республики?

К началу 20 века девушке исполнился 21 год.

-2

Уроженка села Деяново Симбирской губернии, к этому времени она уже закончила Симбирскую женскую гимназию и начала работать учительницей в Елабужском уезде, в селе Биляр.

-3

Это была русская школа, в ней работало два учителя и обстановка была довольно комфортной.

И вот тут произошло событие, которое перевернуло не только судьбу молодой учительницы, но и направило в русло просвещения жизнь целого района (а именно, Можгинского) на юге Удмуртии.

Однажды Вера Васильевна услышала, что в удмуртской деревне собираются закрыть школу, потому что грамотных в довольно большом поселении всего 5 человек, а остальные не считают нужным уметь читать, да и учить-то их некому: единственный учитель сбежал уволился. Надо сказать, что к тому моменту это был уже третий сбежавший учитель.

И девушка- балованая дворянская дочь, умная, настоящая красавица при этом, знающая иностранные языки, девушка, которая могла бы составить счастье какому-нибудь достойному помещику,- принимает решение ехать в Сибы и выводить из тьмы безграмотности удмуртских ребятишек.

Что это, как не подвиг самопожертвования? К счастью, таких людей и сейчас много. На них и держится пока Россия в целом и образование в частности.

-4

Вы думаете, я одна задалась вопросом, почему она приняла такое решение? Что ею двигало в тот момент?

Нет. Местные власти того времени, взбудораженные революционными настроениями в обществе, тоже были озадачены. Поэтому за молодой учительницей стали плотно следить.

Но это не помешало ей начать занятия в классе, где было 15 мальчишек. Только трое из них умели объясниться на русском языке. И началась учёба. Ребята учили русский, а Вера Васильевна-удмуртский.

-5

В своём дневнике молодая учительница писала:

Ребята забитые, мрачные. Школа странная и страшная. Внизу — скот, вверху — комнатка в четыре квадратных метра. Это  и класс, и квартира учителя.

С помощью местных жителей, когда-то служивших в царской армии, следовательно, знающих русский язык, учительница перевела на удмуртский язык Букварь и «Книгу для чтения».

Так учение вошло в жизнь и умы жителей Сибов. В школу начали отпускать и девочек, что раньше было просто немыслимо. В 1902 году первый выпуск, численностью в 4 человека, завершил обучение в школе.

Новая школа

Новое здание школы было построено в 1903 году, именно здесь сейчас находится дом-музей. Здание крепкое, срублено на совесть. Мемориальная табличка на нем рассказывает о его истории.

-6

А в самом доме хранятся предметы, принадлежавшие Вере Толстой.

Керосиновая лампа и чернильница - личные вещи В.В. Толстой
Керосиновая лампа и чернильница - личные вещи В.В. Толстой

Конечно, в то время к учителю относились не так, как сейчас: его уважали, ценили. Веру Васильевну ребятишки вскоре стали называть "анай" - мама. А в годы Гражданской войны, когда учителям перестали платить жалованье, местные жители взяли ее содержание на себя.

-8

А сама она, конечно, сроднилась с удмуртским народом:изучила его менталитет, обычаи, традиции.

Ко всему прочему, Вера Васильевна вела не только просветительскую, но и научную работу. Так, на одном из семинаров для работников просвещения она представила доклад, в котором отметила, что учителя не задерживаются в малых населенных пунктах вовсе не из-за проблем с языком или недоброжелательностью местного населения. Все дело в отсутствии материальной поддержки учителей.

Сейчас, впрочем, все то же, все осталось, как и 120 лет тому назад.

Личные вещи В.В. Толстой
Личные вещи В.В. Толстой

Ученики

Деятельность учителя всегда оценивают по его ученикам. Так вот, одним из учеников Веры Толстой был мальчишка, ставший впоследствии одним из самых выдающихся удмуртских писателей - Игнатий Гаврилов. Это говорит о многом, в частности, о том, как можно привить любовь к литературе человеку, знающему грамоту в первом поколении.

-10

Среди выпускников Веры Толстой - и еще один удмуртский писатель и театральный режиссер Михаил Покчи-Петров.

А вообще, люди, которые стали впоследствии врачами, инженерами, передовиками производства и просто хорошими людьми с благодарностью вспоминают свою первую учительницу и в своих воспоминаниях говорят, что именно она открыла в них тягу к знаниям и научила учиться. И все это она делала за сто лет до появления ФГОСов.

В Больших Сибах Толстая проработала 25 лет, а затем переехала в районный центр, город Можгу, трудилась библиотекарем в Можгинском педучилище и работала в краеведческом музее.

В конце жизни первая удмуртская учительница переехала в Москву, чтобы ухаживать за своей больной сестрой. Согласно завещанию, прах Веры Толстой покоится на кладбище в Можге.

"Там моя вторая родина. Там мои земляки"

Родник в Больших Сибах

Даже не знаю, используют ли для питья сейчас люди воду из этого родника. Скорее всего, нет. Но в начале 20 века из него брали воду жители деревни. Именно Вера Васильевна и ее ученики облагородили его и придали этому месту особую значимость: по сей день здесь проходят массовые гуляния местных жителей.

-11

А раньше здесь проходили обрядовые праздники, люди верили, что молодые девушки, которые приходили на родник и обливались этой водой, выйдут замуж в этом же году.

Вода родника образует ручей. Мост через него называют "мостом желаний". По поверьям, если загадать желание в этом месте, то оно обязательно сбудется. Мы загадали. Ждем...

Мост желаний в Больших Сибах, Удмуртия
Мост желаний в Больших Сибах, Удмуртия

Вот такая история одной великой в своей простоте жизни и одного трудового подвига, о котором знают так мало людей, что нам захотелось рассказать об этом как можно подробнее. Надеемся, что нам это удалось.