Найти тему

"О дивный новый мир": книга или сериал?

С момента написания книги "О дивный новый мир" прошло 88 лет. В 1932 года из-под пера Олдоса Хаксли вышла антиутопию, в которой государство строит свою политику, воздействуя на людей сильными веществами.  Это автоматизированный мир капитализма, эра Т, наступившая после революционного переворота Форда.

Фото автора.
Фото автора.

В 2020 по мотивам книги вышел 1 сезон сериала с похожим названием: создатели отказались от междометия "о". И сразу поменялась интонация: если книга сатирическая, то сериал, скорее, драматический. И разница ощущается во всем, недаром создатели сериала указывают на аллюзию романа.


Телешоу имеет высокий рейтинг, поэтому я решила сравнить свои впечатления.


Честно говоря, не являюсь поклонницей Хаксли, хотя очень люблю жанр антиутопии.


Итак, "Дивный новый мир" режиссёра Оуэна Харриса.


Чтобы охарактеризовать мир, достаточно сказать, что слова "родители", "мать", "отец" -  ругательства. Как и во всех последующих антиутопиях, здесь человека превращают в некий счастливый механизм,  лишенный страстей, ведь "боль  всего лишь обман чувств". Для поддержания постоянно принимают сому  (сейчас мы бы сказали наркотик) и
ЗБС.


"Заменитель бурной страсти. Регулярно, раз в месяц. Насыщаем организм адреналином. Даем людям полный физиологический эквивалент страха и ярости – ярости Отелло, убивающего Дездемону, и страха убиваемой Дездемоны. Даем весь тонизирующий эффект этого убийства – без всяких сопутствующих неудобств".


Если сравнить сому с наркотиками, то сериал звучит весьма актуально, вскрывая их пагубность, показывая превращение людей сначала в счастливых роботов, потом в одержимых.


Книга получилась более жестокая, в сериале отсутствует, например, сцена воспитания маленьких детей током. Так им прививают устойчивое отвращение к природе, цветам, и книгам.


"В младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрошоком; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой. Что человек соединил, природа разделить бессильна.
– Они вырастут, неся в себе то, что психологи когда-то называли «инстинктивным» отвращением к природе. Рефлекс, привитый на всю жизнь. Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники".


Мир, созданный в телеверсии, осовременен, что вполне объяснимо, все-таки больше 80 лет прошло. Технологии словно вдохнули вторую жизнь в идею романа. Понятное дело, что придумать что-то новое, кроме названий, достаточно сложно, однако линзы, подключённые к Индре, смотрятся гармонично.

Обложка сериала.
Обложка сериала.

Чтобы сериал привлекал аудиторию, включили экшен эпизоды, например, отпуск на Диких Землях. Приключение, которое пережили там герои, не только вписано в динамику сюжета, но и способствует лучшему раскрытию и характеров, и идеи.


Сатира книги противопоставлена драматизму сериала. История Директора и Линды, родителей Дикаря, в этом плане очень показательна. Во-первых, в романе мы узнаем о ней еще до "отпуска" Бернанда, слышим из уст самого Директора. В сериале мы догадываемся, кто отец Джона. И догадываемся по одному лишь жесту Директора,  когда он слегка прикасается кончиками пальцев к волосам и щеке умершей Линды.
Во-вторых, гармоничнее в сериале отношения между сыном и матерью, в романе же Линда далека от идеала матери. На мой взгляд, важно было подчеркнуть нежность сына к матери, особенно пьющей. Это звучит антитезой по сравнению с тем, что для жителей Нового Лондона "родители" - ничто.


Сериал раскрывает характеры героев.


Если в книге практически невозможно определить истинного ГЕРОЯ, противостоящего системе, то в сериале именно Линина (Линайна) сумела преодолеть давление сомы, научилась любить, а значит, чувствовать.
Образ Бернанда более глубокий. Сначала в нем развивается заботливость, потом влюбленность, а побеждает желание власти.
Единственное, чего явно не хватило в телеверсии, - это отношение к потребительском рынку. Мне кажется, в наши дни, когда всем правит ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, книга звучит намного актуальнее.


"Странно подумать, что даже при Господе нашем Форде для большинства игр еще не требовалось ничего, кроме одного-двух мячей да нескольких клюшек или там сетки. Какая это была глупость – допускать игры, пусть и замысловатые, но нимало не способствующие росту потребления. Дикая глупость. Теперь же Главноуправители не разрешают никакой новой игры, не удостоверясь прежде, что для нее необходимо по крайней мере столько же спортивного инвентаря, как для самой сложной из уже допущенных игр…"


И книга, и сериал показывают, что, когда  "все живут идеальной жизнью", это не приносит счастья, потому что нет выбора. С рождения предначертано быть альфой, бетой или гаммой- неважно. Воспитают так, что ты не будешь думать о большем. Но рано или поздно это может привести к взрыву. А любой бунт "бессмысленен и беспощаден". Еще один урок телеверсии.


Финал книги логичен (конечно, никакого счастливого конца). По-моему, финал лучше всего остального повествования. Сериал же заканчивается так, чтобы остался задел на 2 сезон, поэтому все основные герои в здравии (не в добром, но в здравии), правда, все несчастливы.


Подведу итог.


Сериал мне понравился, несмотря на многочисленные откровенные сцены (книга, кстати, предполагает подобное). Его создатели привнесли в идею Хаксли весь современный арсенал кинематографа и сумели сделать достаточно качественную картинку.