В этот раз мы поведаем Вам секреты Страшного суда, который занимает огромный участок на стене алтаря в Ватикане.
Во фреске, созданной Микеланджело аж через 25 лет после росписи потолка в капелле, вы найдёте не только апокалиптичные муки человечества, но и много спрятанных от взгляда обывателей деталей:
1. Цензура. Практически все персонажи картины изначально были обнажены, что вызвало бурную реакцию общественности. Как такое могли позволить в храме Божьем? Но автор был истинным ценителем тела и достаточно авторитетным человеком, поэтому никто не посмел исправить фреску, пока художник был жив. После смерти Микеланджело, художнику Даниеле да Вольтерра поручили одеть всех героев фрески, за что он получил лаконичное прозвище «штанописец»🤪
2. Автопортрет. На фреске вы найдёте единственного человека, который так и не обрёл плоть - самого мастера. Его лицо изображено на пустой коже. Сатирик и критик Пьетро Аретино, кстати, активно навязывал художнику свою трактовку религиозного сюжета, а после написания фрески и вовсе присоединился к недовольным, поэтому и бытует мнение, что именно поэтому содранную кожу мастера держит в руках Варфоломей, который так похож на Пьетро. Вероятно, мастер таким образом указал на то, как он видит фразы Аретино в свой адрес.
3. Сексуальный подтекст. Искусствовед Елена Лаццарини предположила, что напряженные мужские тела, сплетенные между собой - ни что иное, как отражение впечатлений Микеланджело от посещения мужских бань того времени, которые в то время служили не только местом для чистоты, но и для утех.
4. Месть художника. Церемониймейстер папы Павла III, Бьяджо да Чезена, негативно отозвался о фреске и тоже оказался ее героем . Микеланджело тут же отправил комментатора в преисподнюю в виде Миноса с ослиными ушами. Тело его обвивает змея, которая откусывает ему половой орган. Папа, кстати, на такое «хулиганство» влиять отказался, сославшись, что в аду у него власти нет.
5. Иисус на фреске. Совершенно нетипичным и даже хулиганским было и изображение Христа на фреске, ведь у него вы не найдёте привычной бороды, но зато увидите стальные мышцы. В привычном понимании это скорее Аполлон, чем божественный посланник. Кстати, бытует мнение, что в его лице изображён любимый ученик мастера.
6. Апостол Петр. Несмотря на то, что по церковным заветам, Бог делегировал ключи апостолу Петру и Папам, на фреске Пётр возвращает ключи ему. Причём сам Пётр ничем не отличается от простых людей и явно лишён любых регалий. Искусствоведы склонны думать, что это прозрачный намёк на то, что власть на самом деле ему и Папам не принадлежит.
А на какие мысли вас наталкивает картина Страшного суда?