Потерянного не вернешь, а исправленному верить?
Компенсация забавная штука. Иногда она работает, иногда нет. Проблема, как всегда, в том, чтобы отличить одно от другого.
Меня зовут Эвелина Гаевская, я практикующий психолог.
Недавно я опоздала на прямой эфир на радио. Уже пару лет я сотрудничаю в качестве спикера на радио КП Волгоград, но такое случилось впервые. Причина банальная. Я вызвала Яндекс.Такси, но геолокация сработала криво, водитель приехал к другому дому, я пыталась с ним созвониться, но он отменил заказ, мне пришлось сделать новый и ждать, когда приедет другое такси. Я потеряла время.
Я написала в техподдержку, списанные деньги за отмененный заказ вернули, извинились. Но я опоздала на эфир. Вместо обычных 40 минут он длился 30.
Эти 10 минут никак не вернуть и ничем невозможно компенсировать.
Когда люди впервые сталкиваются с неизбежностью и невозможностью что-то исправить - это может быть шоком.
Мне было лет 5 или 6, когда я впервые с этим столкнулась, и воспоминания об этом долгое время были мучительны. На даче я нашла гнездо птички, кажется трясогузки. Мне стало любопытно, я взяла в руку маленькое птичье яйцо, но не ожидала, что оно окажется таким хрупким. Я его случайно раздавила. Испугалась, захотела все исправить. Предлагала положить птичке куриное яйцо взамен...
Неродившаяся птичка умерла по нелепой случайности. А я в свои 5 лет пережила некий экзистенциальный опыт осознания случайности и бессмысленности смерти живого существа.
Невозможно все исправить. Невозможно дважды войти в одну реку. Невозможно вернуться в рай, вновь к невинности.
Недавно одна девушка сказала:
"Мне так неудобно, мы переносим консультацию, я чувствую себя виноватой перед вами"
Я уже писала, что не придерживаюсь жесткого формата в психотерапии, когда, например, работает правило: клиент платит не менее чем за сутки, а в случае переноса или отмены консультации за более короткий срок деньги не возвращаются. Тем не менее, подобный формат реально сохраняет ответственность клиента перед своим собственным выбором.
Если договоренностей о финансовой компенсации в случае накладок нет, но возникшая ситуация требует баланса, может появиться вот это вот "мне неудобно" и " я чувствую вину".
Но, как выразился один мой знакомый, практикующий субкультуру ролевых игр:
"это работает в обе стороны"
Клиент несет ответственность за свою терапию, в частности за переносы консультаций.
В случае причинения вреда другой стороне, даже неосознанного, случайного, вынужденного по объективным обстоятельствам, будьте уверены - не только другая сторона, но и вы сами будете себя чувствовать как-то не так.
И вот здесь важно вернуться из детского состояния, этого ужаса перед неизбежностью "что я натворил/а", из состояния "я послушно выполняю правила, а если не выполняю, то меня наказывают" во взрослое состояние, в состояние осознанного свободного и ответственного личного выбора.
Если это возможно - найти способ компенсировать нанесенный вред, чтобы закрыть собственный ущерб прежде всего.
Если же нет - признать неизбежность и невозможность компенсации.
В любом случае, чувство вины конструктивно лишь как стимул к действиям, и всегда деструктивно как процесс переживания/пережевывания своих чувств.
И да, себя здесь можно попытаться обмануть, например, фразами типа " никто ничего никому не должен" и прочими ловушками для детского сознания. Но баланса не будет, а потребности и ресурсы взрослой части личности снова буду слиты.
Ваш реалистичный психолог
#нет стереотипам
Читать про Внутреннего Ребенка, Взрослого и Родителя можно в книгах Эрика Берна: